Пушкинские Горы. Часть II. Святогорский монастырь, Михайловское, Петровское, Бугрово
Продолжение. Начало читайте здесь:
Пушкинские Горы. Часть I. Как мы ехали к Пушкину, а попали к Довлатову
Планы на этот день у нас были грандиозными, ведь это был наш единственный полный день в Пушкинских Горах.
Сразу после завтрака мы сели в машину и направились в Святогорский монастырь, на могилу А.С.Пушкина.
Святогорский Свято-Успенский монастырь и некрополь Ганнибалов-Пушкиных
Синичья гора, на которой местному жителю пастуху Тимофею была явлена чудотворная икона Божией Матери Одигитрии, впервые упомянута в Псковской III летописи под годом 1566. Свято-Успенский Святогорский монастырь был основан по повелению царя Ивана IV в 1569 году и издревле входил в ряд самых почитаемых на Руси. Среди многих даров царей и вельмож, хранившихся в монастыре, были пожалованный Иваном Грозным 15-пудовый колокол, прозванный в народе Горюном, и Евангелие – дар царя Михаила Федоровича. Сегодня можно увидеть осколки колокола, заказанного игуменом Иннокентием, изготовленного на заводе Тюленева в Москве в 1753 году.
А.С.Пушкин, живя в Михайловском, приходил в монастырь на поклон могилам предков, памятью которых он свято дорожил.
Любил поэт посещать и святогорские ярмарки, где вслушивался в яркую, образную народную речь, запоминал и записывал «с натуры» всё самое интересное и характерное. Посещение этих ярмарок, наблюдения за жизнью обитателей и посетителей монастыря, встречи с юродивыми, рассказы странников о давно минувших событиях – «преданья старины глубокой» – нашли отображение в образах героев драмы «Борис Годунов». Исторической правдивости в изображении своих героев Пушкин достигал, также изучая Летописи и «Историю Государства Российского» Н.М.Карамзина. Поэт пользовался архивом и библиотекой, которая находилась в светелке «братского» корпуса. Там хранилась летопись монастыря, в которой имелась запись об участии первого настоятеля обители Зосимы в Земском соборе 1598 года, избравшем на царство Бориса Годунова.
Монастырь окружен старинной каменной оградой. В него ведут двое ворот – Святые, или Пятницкие, (прежде находившиеся у утраченной Пятницкой церкви), и Анастасьевские (по названию несохранившейся Анастасьевской часовни, находившейся у входа в монастырь).
Рядом со Святыми воротами находится дом наместника, построенный в 1911 году. Никольские ворота (по названию утраченной Никольской церкви) ведут со Святого на черный (торговый) двор монастыря.
Здесь вас ждут отличный сувенирный магазин и лавка со свежим монастырским хлебом. К Анастасьевским воротам примыкает старинная каменная светелка для привратника. Две каменные лестницы ведут к Успенскому собору и фамильному кладбищу Ганнибалов-Пушкиных.
К древнему Успенскому храму в XVIII веке пристроены два придела – Покровский и Одигитриевский. В Одигитриевском приделе стоял гроб с телом поэта в ночь перед погребением.
В монастыре на фамильном кладбище Ганнибалов-Пушкиных похоронены: дед поэта Осип Абрамович Ганнибал /1806/, бабушка Мария Алексеевна /1818/, мать Надежда Осиповна /1836/ и отец Сергей Львович /1848/.
Младший брат Платон, умерший в 1819 году, похоронен в Успенском соборе.
6 (18) февраля 1837 года, после заупокойной панихиды в южном приделе Успенского собора, отслуженной архимандритом Геннадием, тело великого поэта было предано земле у алтарной стены этого храма. Спустя четыре года на могиле был установлен мраморный памятник, выполненный по заказу вдовы Пушкина и опеки петербургским мастером монументальных дел А.М.Пермогоровым. На нем надпись: «Александр Сергеевич Пушкин родился в Москве 26 мая 1799 года, скончался в С.-Петербурге 29 января 1837 года».
В 1924 году монастырь был закрыт.
Многие монастырские строения серьезно пострадали во время Великой Отечественной войны. И сам монастырь, и могила поэта были заминированы немцами.
А некоторые (например, Никольский храм) оказались полностью разрушены. Успенский собор был восстановлен в 1949 году. Тогда здесь открылась экспозиция, посвященная истории монастыря, творчеству А.С.Пушкина, дуэли, смерти и похоронам поэта.
В 1992 г. Свято-Успенский Святогорский монастырь был возвращен в бессрочное и безвозмездное пользование Русской Православной церкви. 29.05.1992 при участии Патриарха Московского и всея Руси Алексия II торжественно возобновлены службы в его Успенском соборе. Утром и вечером в соответствии с монастырским уставом проходят службы, ежедневно монашеская братия поминает А.С.Пушкина «со сродники».
Мы не спеша прогулялись по монастырю, заглянули в сувенирную лавку, поставили в храме свечи.
На территории обители тихо, очень красиво, буквально веет умиротворением и спокойствием. Прямо у входа в Успенский собор можно увидеть остатки древнего кладбища (X век, если не ошибаюсь).
Выйдя за ворота монастыря, мы подошли к памятнику А.С.Пушкину напротив, — хорош!
Почему мы решили начать день с посещения монастыря? Всё просто: для въезда на машине на территорию заповедника нам требовался пропуск, который можно оформить в кассе экскурсионного отдела Пушкинского Заповедника (поселок Пушкинские Горы, бульвар имени С. С. Гейченко, д. 1), буквально в 1 минуте езды от монастыря.
В Экскурсионном отделе, помимо пропусков, — огромный выбор путеводителей и сувениров, по ценам значительно более гуманным, чем в этой симпатичной лавочке при нашем отеле:
За 200 рублей мы получили право парковаться в течение ближайших 3 дней на парковках за шлагбаумом в усадьбах Михайловское, Тригорское, Петровское и Бугрово. Вообще-то, этот пропуск актуален, в основном, для Михайловского: там от шлагбаума до этой самой парковки ехать ещё 1,5-2 км. В усадьбах Петровское и Тригорское эта «парковка по пропуску» располагается сразу за шлагбаумом, а перед шлагбаумом – точно такая же парковка, доступна и без пропуска, для всех желающих. Другое дело, что в выходные и праздничные дни все парковки забиты машинами, так что наличие пропуска добавляет свободы.
Кстати, перемещаться по Пушкинским Горам и самому заповеднику на машине довольно удобно: везде установлены указатели, так что заблудиться сложно.
Михайловское
Мы обзавелись пропуском и рванули в Михайловское. Оставив машину на ближней парковке, двинулись к усадьбе. Путь наш пролегал по живописному лугу, который здесь носит название Праздничной поляны:
Именно здесь каждый год проходят разнообразные фестивали и самый известный из них, приуроченный ко Дню рождения поэта – «Дни Пушкинской поэзии и русской культуры».
Входим в парк. И – у меня настоящий шок: в этой части парка я ещё не бывала, хотя в Пушкинских Горах – уже в третий раз! Вот что значит автобусные туры! В прошлые два раза посещение Михайловского было в режиме «бегом за экскурсоводом». Но я-то думала, что всё здесь, хоть и на бегу, уже повидала. Оказалось, вовсе нет!
Здесь очень красиво и, что изумляет не меньше, – совсем безлюдно. Весь этот прекрасный парк, причём, в выходной день, – только для нас!
Остров уединения:
Сам поэт возлежит под яблоней, – видно, сочиняет.
Амбар для хранения льна, построенный сыном А.С. Пушкина, Г.А.Пушкиным, сейчас используется как выставочный зал:
Ошалевшие от всей этой красоты, понимаем: торопиться совсем не хочется. Парк Михайловского – настоящая услада для глаз и души, он буквально создан для неспешных прогулок и созерцания! Но всё-таки потихоньку двигаемся к зданию усадьбы, по дороге открывая для себя всё новые, не менее впечатляющие, ракурсы:
По горбатому мостику проходим к центру усадьбы.
Перед домом-музеем расположен дерновый круг. Липы и вяз в центре круга посажены в 1899 году сыном поэта Г.А.Пушкиным.
Покупаем в кассе входные билеты в дом-музей с экскурсией.
До начала ближайшей экскурсии оставалось ещё 20 минут, так что мы решили прогуляться вокруг дома.
Скорее всего, именно ради того, чтобы вновь насладиться видами на реку Сороть от главного дома усадьбы Михайловское, меня так сюда и тянуло все эти годы… Потрясающе красиво!
Уже начиналась наша экскурсия, так что мы поспешили в дом.
Экскурсия по дому-музею начинается в передней. Дверь налево ведет в комнату няни (девичью), где под руководством няни Пушкина Арины Родионовны занимались рукоделием дворовые девушки. Из комнаты няни дверь ведет в комнату родителей. Здесь представлены портреты отца, матери, брата и сестры поэта. Копии автографов писем и черновиков произведений поэта передают настроение его отчаяния в начале ссылки и переход к «воскресению» через творчество.
В следующей комнате – гостиной-зальце – «портреты дедов на стенах: двоюродного деда А.С.Пушкина – И.А.Ганнибала; прадеда поэта – А.Ф.Пушкина; троюродной сестры поэта – Е.П.Ганнибал; предполагаемый портрет матери поэта, Н.О.Пушкиной; дяди поэта – В.Л.Пушкина. Акварель «Две собаки» предположительно написана сестрой поэта О.С.Пушкиной (Павлищевой).
В следующей затем столовой продолжается рассказ о творчестве и деревенской жизни Пушкина, воплощении творческих замыслов в контексте биографических событий 1825-1826 гг., встречах с друзьями-лицеистами, посетившими его в ссылке, подведении Пушкиным итогов ссылки через 10 лет, в 1835 году. Здесь представлены портреты: И.И.Пущина, А.М.Горчакова, А.А.Дельвига, В.В.Кюхельбекера, А.С.Пушкина (худ. О.Кипренский, холст, масло, 1827 г., копия 1860-х гг.), заказанный А.Дельвигом и скопированный в 1860-е годы для Пушкинского музея Александровского Лицея.
Кабинет А.С.Пушкина воссоздан по воспоминаниям современников, переписке поэта и его произведениям. Здесь выставлены мемориальные вещи, связанные с памятью о поэте: письменный стол из Тригорского красного дерева конца XVIII — начала XIX вв., кресло из Голубово, принадлежавшее друзьям поэта, этажерка сына поэта Г.А.Пушкина, скамеечка подножная А.П.Керн, чернильница из имения Гончаровых Полотняный завод (II пол. XVIII в.), подсвечник с колпачком и щипцами (серебро, 1831 г.), подставка для перьев, трость А.С.Пушкина.
История усадьбы Михайловское
12.01.1742 41 деревня на 5 000 десятинах земли Михайловской губы псковского пригорода Воронича, именным указом императрицы Елизаветы Петровны были пожалованы в вечное владение прадеду А.С.Пушкина Абраму Петровичу Ганнибалу, «арапу Петра Великого». После смерти Абрама Петровича в 1781 году село Михайловское досталось по раздельному акту между его сыновьями Осипу Абрамовичу, который построил в нем господский дом и усадьбу, разбил парк. После смерти Осипа Абрамовича в 1806 году Михайловское перешло к его жене Марии Алексеевне, урожденной Пушкиной, а затем, в 1818 году, досталось Надежде Осиповне, матери поэта. С 1836 года отошло её детям – Ольге, Льву и Александру.
После смерти А.С.Пушкина опека выкупает имение у наследников детям поэта. Более 20 лет дом стоял без хозяина, постепенно разрушаясь. В 1866 году в родовом имении поселился младший сын поэта Григорий Александрович. Сохранились две каменные постройки Г.А.Пушкина, одна из которых (большой каменный амбар) сейчас используется как выставочная галерея. В Михайловском Григорий Александрович жил до 1899 г., когда в связи со 100-летием со дня рождения А.С.Пушкина имение у него было выкуплено на народные пожертвования и поступило в государственную собственность. В память о поэте в Михайловском была устроена колония для престарелых литераторов, а в июне 1911 г. состоялось открытие первого пушкинского музея.
Но вот чего я не запомнила, за свои первые два визита сюда, – того, что в феврале 1918 года Михайловское было сожжено. Настолько здесь потрясающая атмосфера, что даже сомнений не возникает в подлинности всего, что видишь…
От рук «революционеров» в то смутное время пострадали сотни дворянских усадеб по всей России. А из усадебных построек Михайловского тогда уцелел только «Домик няни», разрушенный позже, в годы немецкой оккупации. Постановлением Совета народных комиссаров от 17 марта 1922 года Михайловское вошло в состав Пушкинского заповедника. В 1937 году, к 100-летней годовщине со дня гибели Пушкина, дом был вновь восстановлен. С 12 июля 1941 г. до 12 июля 1944 г. музей-заповедник был оккупирован немецкими войсками. В 1944 году Дом-музей А.С.Пушкина был уничтожен, и вновь был восстановлен на старом фундаменте лишь к 1949 году. Тогда же восстановлен «Домик няни» (на фото – слева),
а несколько позднее – «кухня-людская», «контора управляющего», «дом управляющего».
«Кухня» расположена справа от входа в Дом-музей. Флигель восстановлен в 1951 г., реконструирован в 1999 г. в соответствии с «Описью сельца Михайловского» 1838 г.: «В нем 2 комнаты с двумя русскими печьми, к ним железные заслонки и чугунные вьюшки, окон малых с рамами и стеклами 5. Дверей простых на крюках и петлях железных 3. Крыт тесом».
В первой комнате располагалась господская кухня, в которой готовились блюда для барского стола. Во второй половине флигеля, вероятно, жила кухарка Пушкиных Неонила Онуфриевна (упоминаемая в переписке А.С.Пушкина), её муж Иван Максимов, дочь Ольга и сын Александр. В кухне представлены предметы деревенского усадебного быта и кухонного обихода XVIII — XIX в.: тазы для варки варенья; рогатки (мутовки); деревянные долбленые ночвы для хранения муки, очистки зерна и замешивания теста; рыбница для заливной рыбы; формы для бланманже; сечки; ковши; различные горшки; лопата деревянная для хлебов. В жилой комнате на столе медный самовар священника Опоцкого. По преданию, А.С.Пушкин пил из него чай, будучи однажды в Опочке в гостях у священника.
После экскурсии по музею мы спустились к Сороти и ещё немного полюбовались пейзажами:
Вид на «холм лесистый» и Савкину горку:
Напоследок мы ещё прогулялись по усадебному парку. Вот эту часть парка я помню неплохо, со времени своих прошлых посещений Михайловского, – видимо, как раз неподалёку находится стоянка для экскурсионных автобусов.
Ворота напротив дома-музея ведут в парк Михайловского, образец садово-парковой архитектуры конца XVIII — начала XIX вв.
Мемориальная еловая аллея посажена в 1780-х годах дедом А. С. Пушкина О. А. Ганнибалом. Еловая аллея заканчивается восстановленной часовней Михаила Архангела.
Слева от еловой аллеи расположена мемориальная липовая аллея Керн, по которой, по воспоминаниям А. П. Керн, они с поэтом вместе прогуливались летом 1825 года.
Только мы туда не пошли: оказалось, в этой части парка лютуют комары! А мы, как назло, даже и не подумали запастись противокомариными средствами, так что пришлось быстро ретироваться. Не повторяйте нашу ошибку, – экология в Пушкинских Горах прекрасная, так что комары здесь – «как раньше» – злые и очень голодные!
Рядом с домом, где в 1945-1993 гг. жил Семён Степанович Гейченко, тот самый, легендарный, директор, восстановивший заповедник после войны, мы увидели ДУБ. Говорят, тот самый, из Лукоморья. А ведь похож, – настоящий исполин! И А.С.Пушкина этот красавец точно помнит.
Вокруг разбиты потрясающей красоты цветники: цветут ирисы, розы, гортензии, фиалки… Вот умом понимаю, что золотой осенью в этом парке тоже очень красиво, но он навсегда в моём сердце именно такой, каким я увидела его впервые – в буйстве сирени и гортензий.
После Михайловского нас ждала усадьба Петровское. Это её беседку «Грот», реконструированную в 2001 году, можно рассмотреть из Михайловского, на противоположном берегу озера Кучане, еле заметной точкой она белеет в правой трети снимка:
Петровское
Вдохновлённые красотой Михайловского, мы поехали в Петровское, родовое имение предков А.С.Пушкина Ганнибалов.
Как я уже писала, в 1742 году эти земли были пожалованы императрицей Елизаветой Петровной прадеду А.С.Пушкина Абраму Петровичу Ганнибалу, сподвижнику и крестнику Петра Великого. Для первоначального обустройства А.П.Ганнибал выбрал деревеньку Кучане (она же, позднее, – Петровское), где был построен небольшой дом («Дом А.П.Ганнибала»). В 1782 году Петровское унаследовал Петр Абрамович Ганнибал – двоюродный дед Пушкина, – прожив в нем безвыездно с 1782 по 1819 годы. В это время строится большой господский дом («Дом П.А.Ганнибала»), и усадьба приобретает тот вид, который застал Пушкин. Поэт встречался с П.А.Ганнибалом, интересуясь историей своего рода, тесно переплетенной с историей России. С 1822 по 1839 годы хозяином имения был двоюродный дядя Пушкина Вениамин Петрович Ганнибал, после смерти которого Петровское становится собственностью помещицы К. Ф. Компанион и наследуется её дочерью К. Ф. Княжевич. Новые владельцы в основном сохранили планировку усадьбы, но в 1918 году имение, как и усадьба Михайловское, было сожжено.
В 1936 году территория усадьбы Петровское была включена в состав Пушкинского заповедника. Археологическое исследование усадьбы было проведено в 1952 году. В основу проекта восстановления «Дома П.А.Ганнибала» были положены обмеры фундамента дома и фотографии фасада дома начала XX века. В июне 1977 года состоялось открытие музея Петровское, который включил в себя «Дом П.А.Ганнибала» и мемориальный парк с Грот-беседкой. В 1999 — 2000 годах были проведены работы по реставрации и реконструкции музея-усадьбы «Петровское». Значительно изменился облик усадьбы. На старом фундаменте воссоздан «Дом А.П.Ганнибала».
Я никак не могла понять, почему я не помню Петровского, в свои предыдущие приезды в Пушгоры. Но, как только мы доехали до Петровского, сразу поняла: дом-музей Абрама Петровича Ганнибала, того самого «арапа Петра Великого» и прадеда А.С.Пушкина, был восстановлен лишь в 2001 году, а я бывала здесь раньше.
Дом-музей А.П.Ганнибала
Мемориальный дом прадеда великого поэта Абрама Петровича Ганнибала воссоздан на старом фундаменте.
Вот он, скромный 2-этажный домик, примостившийся в углу усадьбы, за кустами сирени:
Перед входом гостей встречает скромный бюст хозяина дома:
Поскольку мебели из Петровского и личных вещей Ганнибала почти не сохранилось, в экспозиции представлены предметы мебели и убранства XVIII века, предметы прикладного искусства того времени.
Рассказ начинается с приемной-прихожей – служебной комнаты, где хозяева принимали приказчика, вели дела по устройству усадьбы, по управлению своими деревнями. Из текста настенной таблички узнаём, что, оказывается, знаменитый прадед А.С.Пушкина носил дворянский титул и у себя на Родине:
Далее мы прошли в комнату Абрама Петровича и его жены Христины Матвеевны.
Комната из двух половин: это и спальня, и кабинет, разделенные кроватью с балдахином (в манере того времени).
Здесь представлен оригинал иконы «Спас Нерукотворный», принадлежавшей роду Ганнибалов (конец XVII — начало XVIII вв). Здесь также экспонируются портрет Петра I (гравюра Е. Чемесова с ориг. Ж.-М. Натье. 1759); портрет царицы Елизаветы (гравюра Е. Чемесова); вид окрестностей г. Тобольска (гравюра Оврея к. XVIII в.); патент царицы Елизаветы на чин А. П. Ганнибалу генерал-майора (1742, копия); стеклянный кубок с вензелем царицы Елизаветы, XVIII в.; библия на немецком языке (1690 г., перевод Лютера).
В следующей затем детской рассказывается о воспитании и обучении детей в многодетной семье Ганнибалов. Здесь представлены: сундук (к. XVI – нач. XVII вв. западноевропейской работы); деревянные детские игрушки крестьянской работы; макет корабля-парусника XVIII в.; две пушечки-мортирки XVIII века.
В нижнем этаже дома размещается кухня-поварня. По-видимому, она была устроена на европейский манер, с шатровой печью, как это принято было в домах вельмож. В кухне-поварне семья и обедала. Здесь же могли принимать и угощать обедом гостей. Кухня-поварня интересна как своеобразный музей быта XVIII века: здесь представлены мебель и посуда XVIII века и предметы быта, найденные при археологических раскопках фундамента данного флигеля – изразцы, посуда, точеные (или резные) по кости детские игрушки, глиняные трубки и другие экспонаты.
За домом мы обнаружили очень живописный пруд:
Дом-музей П.А. и В.П.Ганнибалов
Экскурсия в большом доме продолжает рассказ гида о Ганнибалах, начатый во флигеле А. П. Ганнибала.
В 1817 году, по окончании Лицея, Пушкин, который признавался «Я чрезвычайно дорожу именем своих предков», именно здесь познакомился с двоюродным дедом Петром Абрамовичем Ганнибалом и впоследствии бывал здесь при жизни его сына Вениамина Петровича Ганнибала.
Экскурсия начинается в сенях, где представлены герб Ганнибалов и фрагмент схемы «Родословное древо Ганнибалов – Пушкиных – Ржевских».
В приёмной начинается рассказ о П. А. Ганнибале (1742-1826), ставшем хозяином Петровского по раздельному акту 1782 года. Здесь представлены завещание А. П. Ганнибала 1776 года, межевой план владений П. А. Ганнибала 178 (копия), фотографии усадьбы из журнала «Столица и усадьба», 1914 г.; фрагмент обшивки кресла, принадлежавшего П. А. Ганнибалу (вышивка шелк., золот. и серебр. нитями, 70-80 гг. XVIII в.). В двух витринах экспонируются материалы археологических раскопок 1969 и 1999 годов в селе Петровском – предметы быта, посуда, слон-талисман, монеты первой половины XVIII в.
В кабинете П. А. Ганнибала ведется рассказ о П. А. Ганнибале как хранителе фамильных реликвий: документов, архива, инструментария А. П. Ганнибала, книг по геометрии, фортификации, астрономии, предметов оружия XVIII в. Здесь представлены мемориальные вещи – печатка А. П. Ганнибала (слоновая кость, серебро, стекло); «Минея» (1768 г., сентябрь) с вкладной записью А. Ганнибала для Воскресенской церкви в Суйде, книга Д. Кантемира «Систима, или состояние мухамеданской религии» (СПб, 1722 г.). Экспонируются шкаф-витрина с оружием XVIII в.; коллекция медалей XVIII в.; портрет Екатерины II. Под портретом на столе размещены «Жалованная грамота» царицы Елизаветы А. П. Ганнибалу о пожаловании ему Михайловской губы 1746 г. (копия), Письмо Екатерины II А. П. Ганнибалу 1765 г. (копия), письмо Великого Князя Павла Петровича Ивану Ганнибалу сент. 1775 г. (копия).
Обстановка гостиной соответствует времени 1820-1830 гг., когда хозяином дома был внук А. П. Ганнибала – Вениамин Петрович. В гостиной находятся рояль «Штурцваге» 1839 г., фарфоровая ваза для цветов из семьи Ганнибалов (в горке), портрет А. С. Пушкина кисти неизвестного художника, 1830 гг.).
В кабинете Вениамина Петровича Ганнибала ведется рассказ о В. П. Ганнибале (1780-1839), двоюродном дяде поэта, соседе и приятеле семьи Пушкиных, поклоннике таланта Пушкина, хлебосоле и музыканте. В обстановке комнаты – мебель первой трети XIX в., икона Иоанна Предтечи, портрет Александра I, шкатулка для чая В. П. Ганнибала красного дерева, портрет Павла Исаковича Ганнибала.
Завершает анфиладу комнат, согласно традиции планировки конца XVIII – начала XIX вв., барская спальня:
В парадной зале продолжается рассказ о происхождении и воспитании Абрама Ганнибала русским царем Петром I, участии Ганнибала в сражениях Северной войны, ганнибаловской теме в творчестве Пушкина. Здесь представлены портрет Петра I (неизв. худ. XVIII в.), «Полтавская баталия» (гравюра XVIII в.), «Битва при Лесной» (гравюра худ. Лярмессена, нач. XVIII в.), портрет двоюродного деда поэта Ивана Абрамовича Ганнибала (копия с ориг. неизв. худ. XVIII в.), портрет Императрицы Елизаветы Петровны (гравюра И. А. Соколова с портрета худ. Каравака, 1746), «Путешествие Екатерины II» (неизв. худ. с гравюры худ. Демейса. XVIII в.), бюст Екатерины II худ. Ф. Шубина.
Литературная экспозиция, расположенная в трех вертикально-горизонтальных витринах в коридоре, закрепляет все сказанное в экскурсии, иллюстрирует отражение интереса поэта к роду Ганнибалов в его стихах и прозе.
Петровский парк
Специалисты, обследовавшие Петровский парк, пришли к выводу, что его устройство можно датировать не ранее 1786 года, то есть, при двоюродном деде поэта Петре Абрамовиче Ганнибале. К настоящему времени в парке сохранились единичные насаждения, начиная с 1750-х годов.
Знакомство с парком начинается с верхней зеленой террасы перед фасадом дома П. А. и В. П. Ганнибалов. Вблизи дома А. П. Ганнибала просматривается фрагмент двойной граничной липовой аллеи – одной их тех, которые выполняли роль защитных зеленых стен. В этой части парка сохранились его старейшины – два мощных вяза и липа, которые росли еще при А. П. Ганнибале.
На второй террасе расположен дерновый круг с липовыми боскетами, который огибает главная липовая аллея, ведущая к озеру Кучане и беседке-грот. Под прямым углом главную липовую аллею пересекают большая липовая аллея и аллея карликовых лип.
В конце большой аллеи находится «зеленый кабинет» (любимое место отдыха П. А. Ганнибала). Боковая аллея карликовых лип переходит в «зеленый зал». Справа и слева от беседки-грота в дальних углах парка расположены затеи – две горки («парнасы») с дорожками в виде улитки. Одна из дорожек обсажена липами. От беседки-грота открываются прекрасные виды на окрестности, Михайловское, Савкину горку.
А если обернуться – прекрасный вид на главный дом усадьбы:
Как вы понимаете, после столь насыщенной первой половины дня, к обеду мы оказались в состоянии «без ног». И, честно говоря, у меня было даже подозрение, что остаток дня нам придётся провести у себя в номере, на этом диванчике, так и заманивающим вытянуть уставшие ноги…
Но увиденное настолько воодушевило, что хотелось ещё и ещё впечатлений. Так что, пообедав в отеле, мы снова сели в машину и поехали в соседнюю деревеньку Бугрово (расположенную буквально в 1 км, но и это расстояние идти пешком сил уже не было).
Бугрово
Мы припарковались около симпатичного административного здания
и купили билеты на экскурсии сразу в оба музея (благо, расположены они совсем рядом), — в музей «Пушкинская деревня» и Музей-мельницу.
Как же здесь красиво! Эх, была бы я художником, — приехала бы сюда писать картины, а так — остаётся только фотографировать:
При чём здесь Бугрово, в пушкинском заповеднике? Дело в том, что ссылка Пушкина в Михайловское — это период активного знакомства поэта с жизнью русской деревни.
Музей «Пушкинская деревня»
Местный крестьянин В.Е.Алексеев вспоминал: «Бабушка у меня была из деревни Бугрово — от Михайловского рукой подать. Бывало, пойдет гулять в михайловский лес или за грибами — и зайдет в деревню. По избам ходил, интересовался, как живут. Носил деревенскую рубаху, соломенную шляпу и тростку…». Деревенька была небольшая — всего-то два двора.
Малое количество дворов, оказывается, — явление, характерное для Псковской губернии.
В настоящее время эта деревенька восстановлена в том виде, в каком ее знал А.С.Пушкин: дом крестьянина, состоящий из избы по-черному и горницы, двор, амбар, поветь, конюшня, баня, гумно, овин.
Музей «Пушкинская деревня» — единственный в Псковской области музей деревянного зодчества под открытым небом. Необычные для сегодняшнего дня соломенные кровли буквально «говорят» на языке пушкинской поэзии:
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь она завоет,
То заплачет, как дитя,
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашумит…
(«Зимний вечер» 1825 г.)
Колодец-журавль, — обожаю! В деревне, где я проводила свои каникулы в детстве, у бабушки и дедушки, таких колодцев не было, но почему-то они меня так умиляют!
Наша великолепная, безумно артистичная, гид Ирина рассказала много интересного о традициях, обычаях и легендах крестьян Псковской губернии и познакомила нас с устройством жилища псковского крестьянина, бытом, местными ремеслами и промыслами.
О том, как здесь сушили сено,
выращивали, мяли, пряли и ткали лён (адский труд, оказывается!)
В овине мы нашли объяснение пушкинскому эпитету «овины дымные», узнали, как из обычной кучи гороховины рождается сказка, и как в процессе молотьбы в гумне появляются песни и стихи.
От экскурсовода мы узнали и о том, что в деревенской жизни значит баня…
В бане нам напомнили о святочном обряде и совете няни пушкинской героини:
Татьяна, по совету няни
Сбираясь ночью ворожить,
Тихонько приказала в бане
На два прибора стол накрыть…
На дворе, в амбаре, мы увидели, как замысловато устроены сусеки, в которых хранятся запасы зерна.
Для чего предназначено каждое из зданий на этом подворье…
В повети — салазки и дровни, словно только что сошедшие со страниц пятой главы романа «Евгений Онегин»:
И, конечно же, не осталось без внимания в ходе экскурсии то, как был организован быт семьи в доме…
Поднимаясь на высокое крыльцо дома, вспомнили сказку «О мертвой царевне и семи богатырях»:
А царевна, подбираясь,
Поднялася на крыльцо
И взялася за кольцо…
Что это за кольцо — мы узнали, входя в сени. В сенях — ручные жернова, на которых можно смолоть зерно или, в Святки, погадать на жениха, положив между жерновами металлическую иглу. В курной избе, наполненной запахом дыма, становится понятен смысл крылатой фразы «И дым Отечества нам сладок и приятен». Здесь нам показали, как топилась печь по-черному, где спали и что ели наши предки. Узнать, где сидел хозяин дома — «большак», в образе которого предстает сам поэт в «Путешествии Онегина»:
Теперь мила мне балалайка
Да пьяный топот трепака
Перед порогом кабака.
Мой идеал теперь — хозяйка.
Мои желания — покой,
Да щей горшок, да сам большой.
Старинное корыто заставило задуматься о том, зачем оно понадобилось старухе из сказки о «Рыбаке и рыбке». А в горнице мы увидели, как в действительности выглядело её второе желание: «Изба со светелкой, // C кирпичною, беленою трубою».
Ещё мы поняли, для чего крестьянский двор был такой, закрытый.
В общем, от экскурсии мы остались в восторге, и нам показалось, что музей «Пушкинская деревня» интересен для всех посетителей. Дети, в прямом и переносном смыслах, смогут прикоснуться к русской народной культуре и очутиться в волшебном мире пушкинских сказок. А взрослые тоже узнают много нового, а ещё — по-новому «прочтут» русскую историю, сквозь призму пушкинской поэзии.
Только, когда попадёте в Бугрово, обязательно заказывайте экскурсию: самостоятельный осмотр музея, кроме, пожалуй, эстетического наслаждения, ничего вам не даст.
Наряду с обычными, интерактивными и театрализованными экскурсиями в музее проводятся театрализованные представления — «праздники народного календаря»: «Настали Святки! То-то радость», «У них на Масленице жирной…», «Сороки» — Закликание весны», «Егорий вешний», «Семик-Троица», «Три Спаса», «Овины дымные» (День Феклы-заревницы).
Смотрите календарь событий на сайте Пушкинского Заповедника!
«Музей-мельница в деревне Бугрово»
А этот музей, расположенный по соседству с «Пушкинской деревней», начал свое существование в 1986 году, когда прибалтийские реставраторы из города Резекне подарили Пушкинскому Заповеднику сруб настоящей водяной мельницы. В 2007 году «Музей-мельница в д. Бугрово» был открыт после реконструкции, став настоящей действующей мельницей.
Первое известное нам письменное упоминание о «мельнице оного Святогорского монастыря на реке Луговке об одном поставе» относится к 1761 году. В трех верстах от Святогорского монастыря, на речке Луговке стояла мельница, крытая тесом, рядом мельничный амбар и дом мельника.
В те годы, когда в Михайловском жил Пушкин, мельница в Бугрово имела внушительный вид. Её размеры — это площадь в пять на три с половиной сажени, высота — восемь аршин. Но не только размеры и своеобразная «физиономия» выделяли водяную мельницу на фоне других деревенских построек. В отличие от них, она была крайне «разговорчивым» сооружением. Рев мчащейся по деревянному лотку воды, скрежет вращающихся водяных колес, валов и жерновов сливались в одну господствующую над всей округой «мельничную» арию, заглушавшую все иные звуки.
Местные крестьяне сохранили воспоминания о встречах с Пушкиным в Бугрово: «Пушкин любил зимой с дворовыми в людской лучину щипать, песни петь, в особенности про березу белую. На мельницу в Бугрово бегать любил. Иной раз совсем от муки поседеет, станет как старый мельник». Не исключено, что здесь поэтом было подмечено постепенное затухание мельничных работ с наступлением зимы.
Дохнул осенний хлад — дорога промерзает.
Журча еще бежит за мельницу ручей,
Но пруд уже застыл…
(«Осень»1833г.)
К образу мельницы Пушкин обращается в 1826 году, во время работы над замыслом драмы, получившей впоследствии название «Русалка»:
Вот мельница! Она уж развалилась;
Веселый стук ее колес умолкнул;
Стал жернов…
Не являются ли эти строки воспоминаниями о водяной мельнице, находившейся неподалеку от Михайловского? В пушкинских черновиках драмы «Русалка» упоминается не только мельница, но и «хижинка», в которой жили мельник и его дочь. И в Бугрово, на время появления замысла драмы, находилась не только мельница, но и так называемый «дом мельника»: «изба с сенями, крытые дранью».
В настоящее время в деревне Бугрово стоит действующая Водяная Мельница, которую запускают по выходным дням (суббота и воскресенье).
Экскурсовод-мельник показал нам внутреннее устройство мельницы и объяснил принцип работы старинных механизмов.
Симпатичных чертят, — ну куда без них, на мельнице?
В праздничные дни здесь проходит театрализованный запуск мельницы. А в память о её посещении можно увезти с собою свежемолотую муку, упакованную в сувенирный пакет.
После всей этой красоты, мы, переполненные впечатлениями этого долгого и прекрасного дня, вернулись ужинать в свою гостиницу. На следующее утро нас ещё ждала усадьба Тригорское.
Если эта статья Вам понравилась, поделитесь ею со своими друзьями и в социальных сетях: кнопки «Поделиться» располагаются ниже.
Связанные с этим материалом заметки:
Пушкинские Горы. Часть I. Как мы ехали к Пушкину, а попали к Довлатову
Пушкинские Горы. Часть III. Тригорское
Полезные ссылки:
Выбрать и забронировать самые интересные экскурсии по Пушкинским Горам
Надёжно и выгодно забронировать отель или апартаменты в Пушкинских Горах (и по всему миру)
Выбрать и выгодно забронировать частное жильё (квартиру, комнату, коттедж) в Пушкинских Горах и по всей России
Купить авиабилеты по выгодной цене
Купить билеты на поезд по выгодной цене
Купить автобусные билеты по выгодной цене
Оформить онлайн страховой полис путешественника
Ирина Федорченко
10.12.202214:19
Анна Кривова
10.12.202219:59
Наталия Кутенина
13.12.202217:22
Анна Кривова
13.12.202217:56
Татьяна Барашева
13.12.202221:32
Анна Кривова
14.12.202212:52
Татьяна Баталова
05.01.202320:31
Анна Кривова
06.01.202312:46