18.04.2020 Анна Кривова Блог, Европа, Италия, Страны, Экскурсии и музеи
Комментариев: 6
Просмотров: 477

Собор Святого Марка в Венеции

Главный собор и наиболее посещаемая достопримечательность Венеции. Собор Святого Марка – кафедральный собор Венеции (то есть, в религиозном смысле он базиликой не является – только в архитектурном).

Эта базилика была возведена в IX веке, но окончательный, современный, облик приобрела лишь к XV веку. Собор привлекателен как с культурной точки зрения, так и с религиозной — внутри хранятся мощи святого Марка (евангелиста) и икона Мадонна Никопея («Победоносная»), византийская икона X века, привезённая в Венецию в 1204 году, после Четвёртого Крестового похода.

Собор, как правило, посещают даже те, кто приехал в Венецию всего лишь с однодневной экскурсией. Многие из тех, кто позволил себе задержаться в Венеции подольше, считают, что на тщательный осмотр собора может уйти и целый день. Мы приехали в Венецию на неделю, но в соборе планировали провести не больше пары часов, – для первого раза, чтобы почувствовать дух собора и рассмотреть его в деталях, этого вполне хватило. При этом могу точно сказать, что мы никуда не бежали, осматривали собор в комфортном для себя темпе. Теперь подробности.

Обретение мощей Святого Марка

Было бы ошибкой заявлять, что история Венецианской республики отсчитывается с момента возведения собора Святого Марка.

Потому что до 829 года, когда было начато строительство собора, своеобразная венецианская государственность развивалась уже несколько столетий. Однако, невозможно отрицать, что именно со времен обретения венецианцами мощей святого Марка и создания собора республика начала постепенно подниматься на вершину своего могущества и постепенно оказалась в числе ведущих мировых держав Средневековья. Это сейчас мы понимаем, что никакой мистики в таком течении событий не было, – так сложились геополитические обстоятельства, порой весьма причудливо влияющие на ход мировой истории. Но для венецианцев эпохи раннего средневековья все выглядело совсем иначе.

В те времена христианство играло главную роль в быте венецианцев, религия пронизывала буквально все аспекты жизни средневековой Европы, оказывая влияние на политику, экономику и т. д. Поэтому приобретение тем или иным городом мощей какого-нибудь святого рассматривалось не просто как акт религиозного благочестия, а как укрепление могущества и престижа соответствующего поселения или государства.

История вывоза мощей Святого Марка из Александрии венецианскими купцами обросла множеством легенд. До сих пор остаётся загадкой: пошли венецианцы на обыкновенную кражу (что было вполне в духе времени и самих венецианцев) или действовали по согласованию с местными священниками, спасая реликвию от мусульман, но, так или иначе, мощи были вывезены из Египта, и 31 января 829 года останки святого евангелиста Марка были доставлены в Венецию. При погрузке в порту Александрии сарацины якобы заподозрили неладное и подвергли корабль досмотру, но, поскольку хитрые венецианские купцы спрятали мощи среди груза солёной свинины (по другим данным – свиных шкур), мусульманские таможенные инспекторы не стали устраивать тщательный досмотр (поскольку исламские обычаи запрещали им прикасаться к свинине).

До Марка у Венеции уже был свой святой покровитель Теодор (Феодор Тирон). Однако, автор одного из Евангелий, ученик апостола Петра, апостол Марк, очевидно, выглядел для венецианцев куда солиднее. Кстати пришлась и легенда о том, что он когда-то проповедовал христианство на островах местной лагуны. С этого момента святой Марк становится покровителем Венецианской республики, а его библейский образ — крылатый лев — главным государственным символом. Старого покровителя, впрочем, тоже не забыли: одну из колонн на пьяцетте Сан-Марко венчает статуя святого Теодора, попирающего дракона:

Строительство собора Сан-Марко

Для хранения драгоценной реликвии нужно было соорудить нечто особенное. Собор начали строить сразу, в 829 году, как часовню для дожей и место упокоения мощей святого Марка, работы закончили в 832 году, но то здание до нас не дошло: его сильно повредил пожар 976 года. Самое страшное, что в том пожаре были утрачены и мощи Святого Марка, и нашлись они только спустя почти 100 лет, в 1094 году при строительных работах уже в новом здании собора. Сообщается, что обнаружить мощи удалось благодаря чуду: рука Евангелиста высунулась из-под колонны, подав знак, где копать.

Новый собор построили к 1071 году, позже его расширяли и достраивали — таким он дошел до наших дней. Архитектура собора весьма необычна для Европы: он построен в византийском стиле по образцу храма Апостолов в Константинополе. Учитывая тот факт, что от храмов Византийской империи мало что осталось в результате турецкого завоевания, этот «византийский след» в Венеции представляет особую ценность. Республика на заре своей государственности была очень тесно связана с Византией, и собор Святого Марка — яркая иллюстрация этой связи.

Заказать увлекательную экскурсию по Венеции «Неповторимый дух республики»

Рассматривая собор, обращаешь внимание, что это – довольно эклектичное сооружение. Неудивительно, ведь, во-первых, здание строилось и украшалось несколько веков, а во-вторых – даже изначальный проект предполагал смешение элементов восточной и западной архитектурных традиций, – таково было воплощённое представление Венецианской республики о себе как о преемнице Константинополя.

Украшение собора Святого Марка – от расцвета до падения Венецианской республики

Собор украшали на протяжении без малого 800 лет: самая поздняя мозаика была создана в 1838 году, спустя 41 год после падения республики. А в первые века после строительства собора и в годы расцвета Венеции украшение и возвеличивание храма считалось важнейшим долгом каждого гражданина республики. На эти цели щедро жертвовали средства дожи и многочисленные богачи, стремившиеся попасть во власть. А для венецианских купцов, говорят, действовал специальный налог, обязывавший их привозить из поездок что-то для собора. Неудивительно, что мало найдется в мире храмов, сравнимых с собором Святого Марка не только по богатству внутреннего и внешнего убранства, но и по числу собранных в нём сокровищ и реликвий.

Большинство своих богатств собор приобрёл в результате захвата и разграбления Константинополя в 1204 году, во время IV крестового похода. Венецианцы приняли в нём активное участие и вволю полакомились византийским добром. Этическая сторона вопроса – как же так, христово войско громит и грабит христианский город — тогда не волновала общественность. Венеция вознеслась на вершину своего могущества, а собор Святого Марка воссиял в блеске небывалого великолепия.

Без малого через 600 лет история забрала должок у венецианцев: Наполеон не только покончил с республикой, но и увёз в Париж огромное количество драгоценностей и произведений искусства, в том числе и из собора Святого Марка. Часть из них впоследствии вернулась в Венецию, но многое пропало навсегда.

До 1807 года собор Святого Марка являлся придворной капеллой при Дворце дожей, и простых людей в него не впускали. Правда, здесь порой проводились торжественные церемонии, включая презентацию нового дожа или демонстрацию захваченных вражеских знамён, но и тогда, несомненно, доступ в этот храм имели только знатные венецианцы. Возможно, были опасения, что рабочий люд, увидев вблизи всё великолепие собора, не сможет удержаться от соблазна немножко пограбить.

В 1807 году Базилика Сан-Марко получила статус кафедрального собора Венеции (сюда перенесли кафедру местного епископа). С тех пор собор Святого Марка как бы замер во времени и служит главным экспонатом города-музея. Периодически его подтапливает, время от времени ведутся реставрационные работы. Не утихают разговоры, что все это великолепие может со временем уйти под воду, как и сама Венеция. Но и такой риск, если он существует, вполне в венецианском духе: город всегда жил в состоянии некоей неопределенности.

Сегодня в собор бесплатно пускают всех желающих, правда, в сокровищницу музей и к «Золотому образу» доступ осуществляется уже за деньги. Но и снаружи с разных сторон собор можно рассматривать долго. Предлагаю отсюда и начать нашу небольшую экскурсию.

Собор Святого Марка: экстерьер

Со стороны набережной и Дворца дожей

Если мы подойдём к площади Сан-Марко со стороны набережной (как большинство туристов),

то справа от нас будут Бумажные ворота Дворца дожей, сзади — сам Дворец дожей, а впереди — южный фасад собора Святого Марка.

Итак, мы стоим с южной стороны собора. Обратите внимание на выступ справа, примыкающий вплотную к Бумажным воротам.

Эта пристройка соединяет храм с Дворцом дожей, а в её внутренних помещениях сейчас располагается сокровищница собора.

Рассмотрим поближе четыре фигурки на углу:

Как и большинство декоративных элементов собора, эта скульптурная группа из темно-красного порфира была вывезена из Константинополя после разграбления города в 1204 году. Считается, что на композиции IV века изображены император Диоклетиан и его спутники — «тетрархи» (также известные как «четыре мавра»). Однако существует более романтичная легенда: некие грабители-сарацины пытались проникнуть в сокровищницу собора, через эту самую стену за ними, и в наказание были обращены в камень.

Элементы колонн, которые мы видим у стены собора, тоже из Византии. Рядом с ними порфировый постамент Пьетра-дель-Бандо, на нем когда-то выставлялись на всеобщее обозрение головы казненных преступников.

Также обратите внимание на изображение Святого Христофора:

Бытовало поверье, что если на него посмотреть, в этот день с тобой не случится ничего плохого, поэтому моряки, отплывающие в путь, бросали последний взгляд на собор со стороны залива.

Главный фасад собора Святого Марка

Двигаемся к главному фасаду храма. Слева от нас высится кампанила собора, служившая когда-то и сторожевой башней, и маяком, и, собственно, колокольней. Свой нынешний вид башня приобрела в 1514 году, но в 1902 году она внезапно обрушилась.

Удивительно, каким чудом это гигантское сооружение смогло обрушиться, не повредив окружающие здания. Кампанилу восстановили в прежнем виде к 1912 году.

Главный фасад собора Святого Марка:

Роскошная мраморная отделка появилась не сразу: облицовочные работы велись с XIII по XV век. И мрамор, и многочисленные колонны и капители — тоже трофеи IV крестового похода. Только представьте: больше 1000 лет назад все это украшало дворцы и церкви Константинополя!

Обязательно рассмотрите мозаики над пятью арками фасада. Справа мы видим иллюстрацию истории о том, как венецианцам удалось отогнать мусульман от корабля с мощами святого Марка при помощи груза свинины или свиных шкур.

Вторая справа мозаика изображает прибытие мощей святого в Венецию. Как и предыдущая, эта мозаика выполнена в 1660 году.

Над центральным пролётом расположена самая «молодая» мозаика собора, изображающая явление Христа Судии. Её завершили лишь в 1838 году:

Левее – работа XVIII века: дож и венецианская знать встречают мощи святого Марка:

Над крайней левой аркой – самая старая из мозаик фасада, созданная в XIII веке: перенесение мощей святого Марка в собор.

Выше больших арочных проёмов можно увидеть и другие мозаики с иллюстрациями сцен из Евангелия.

Квадрига святого Марка

Разглядывая фасад, сложно не заметить скульптурную группу из четырех бронзовых коней на самом верху, над центральной аркой.

Это знаменитая квадрига святого Марка, её история поистине необычна. Композиция была создана в IV веке до нашей эры и, как дружно сообщают нам путеводители, она является единственным дошедшим до наших времён примером многофигурной конной скульптуры античных времен. Венецианцам она досталась всё в том же 1204 году, а до той поры кони украшали константинопольский ипподром. В середине XIII века их водрузили на лоджию собора Святого Марка, но на этом их странствия не закончились. Наполеон, покорив Венецианскую республику в 1797 году, не смог удержаться и отправил этот памятник в Париж. Более 15 лет античные кони простояли на арке Каррузель возле Лувра, но в 1815 году они всё же были возвращены в Венецию. Сейчас на лоджии установлена копия, а оригинал скульптурной группы можно увидеть в музее собора.

Рассмотрев базилику со стороны главного фасада, не спешите заходить внутрь. Обогните собор с северной стороны, здесь ещё много интересного.

Так называемые Ворота цветов, получившие своё название благодаря витиеватому растительному орнаменту:

Рядом, на площади деи Леончини, на небольших постаментах сидят парочка львов из порфира, – тоже константинопольские трофеи…

А сама эта небольшая уютная площадь с северной стороны собора – пьяцетта деи Леончини – названа в их честь.

Северный фасад собора, украшенный резным мрамором, по-своему великолепен.

Идём вглубь площади и видим у стены фасада роскошную каменную гробницу с именем Daniele Manin.

Даниеле Манин – национальный герой Венеции. Кстати, настоящая фамилия его деда – Медина. Когда его, по рождению иудея, крестили в христианской церкви, согласно традиции, позвали в крестные отцы брата дожа, и тот дал новообращенному свою фамилию. Даниеле Манин, адвокат по образованию, возглавил в 1848 году народное восстание против австрийцев, и созданная им республика продержалась два с половиной года. За эти заслуги его прах (после возвращения на Родину в 1868 году, спустя два года после того, как австрийцы, наконец, окончательно оставили Венецию, а Венецианская республика была присоединена к Итальянскому королевству) упокоился в величественной гробнице на почетнейшем месте в городе – у северного фасада собора Святого Марка. Кстати, имеется в Венеции и Piazza Manin, где установлен величественный памятник Даниеле Манину, подножие которого охраняет большой крылатый лев – символ Венеции.

Теперь, когда мы осмотрели все интересное снаружи, самое время отправиться внутрь собора Святого Марка, в святая святых Венеции.

Ограничения на вход

Крупные сумки и рюкзаки перед посещением стоит оставить в камере хранения слева от собора, в Ateneo San Basso, по адресу Calle San Basso 315/A, – с ними в собор не пропустят. Существует и дресс-код: посетители в шортах и коротких юбках не допускаются в венецианские церкви, особенно в собор Святого Марка. Плечи и спина также должны быть закрытыми.

Внутри не следует громко разговаривать, и, что самое неприятное, запрещена видео- и фотосъемка. Этот запрет регулярно нарушается многими посетителями, и я не заметила, чтобы здесь следили за фотоаппаратами, но правила таковы.

Собор Святого Марка внутри

Многие мои знакомые, побывавшие в соборе раньше, чем я, жаловались на темноту внутри. Когда пришли мы, – мне не показалось, что там темно. Позже я узнала: нам посчастливилось попасть в собор именно в тот короткий промежуток времени, когда включают освещение (ежедневно с 11:30 до 12:45, а по воскресеньям и праздникам интерьеры подсвечивают целый день). Не знаю, является ли причиной этому экономия или опасение, что свет повредит старинные шедевры (возможно, по этой же причине и фотографировать пытаются запрещать). Но без подсветки рассмотреть что-либо в соборе было бы весьма проблематично. А посмотреть, поверьте, здесь есть на что!

Пожалуй, ни в одном другом соборе мира вы не встретите такой цельной картины мозаик. Они создавались в течение нескольких столетий, начиная с XI века. Ранние мозаики выполнялись неизвестными мастерами-византийцами по иконописным канонам, а авторство более поздних работ принадлежит в основном венецианцам. Эти мозаики создавались по эскизам знаменитых венецианских художников: Тициана, Тинторетто и др. А материалом для мозаик собора, как правило, служило знаменитое муранское стекло.

На мозаиках — библейские сюжеты из Ветхого завета и Евангелий, сцены из жизни святых. Вот, например, изображение XI века — похищение венецианцами мощей святого Марка.

Роскошные мозаики здесь повсюду: на стенах,

куполах

и на полу:

Вот эти роскошные напольные мозаики затапливает во время практически каждого серьёзного наводнения в Венеции, — об этом частенько можно слышать в новостях.

Но все эти архитектурные сокровища, как ни странно осознавать, – лишь элементы интерьера, обрамление сокровищ духовных, коих в соборе тоже немало.

В северном поперечном нефе собора хранится знаменитая икона Божией Матери «Никопея» («победоносная»).

Принято считать, что первым этот образ воплотил в жизнь сам апостол Лука. Икона — ещё один трофей, добытый венецианцами в Константинополе. Византийские императоры почитали её своей хранительницей, в воины перед битвой просили у неё заступничества, отсюда и её название.

В главном алтаре храма хранятся мощи Святого Марка.

Над алтарем возвышается ещё одна из самых главных драгоценностей собора Святого Марка Pala d’Oro (Золотой образ). Внешне он напоминает огромный золотой куб с большим количеством инкрустированных в него маленьких образов, изображающих различных святых. Этот шедевр был заказан в 978 году у византийских мастеров дожем Пьетро Орсеоло, но свой нынешний вид Золотой образ приобрел только в XIII–XIV веках. Он богато украшен рубинами, изумрудами и другими драгоценными камнями, золотом и эмалью.

Вплоть до середины XX столетия лишь немногие люди имели возможность увидеть Золотой образ: его выставляли в соборе исключительно во время самых торжественных служб. А в наши дни, чтобы рассмотреть Pala d’Oro вблизи, необходимо приобрести билет (касса находится рядом с алтарем).

После осмотра этого великолепия задаёшься вопросом: каким же образом французы, тащившие из Венеции всё без разбора, не польстились на Золотой образ? Согласно самой распространённой версии, солдаты Наполеона даже не подумали, что найденный ими огромный алтарь может быть украшен чистым золотом и настоящими драгоценными камнями. Это просто не укладывалось в солдатских головах! Вот так роскошный вид Pala d’Oro послужил маскировкой для защиты от мародёров.

А вот так выглядит вход к главному алтарю собора:

Сокровищница собора

Вход в сокровищницу находится в дальнем от входа углу собора, правее алтаря.

Здесь тоже имеется своя отдельная касса. Помещение состоит из двух небольших залов: комната, где выставлены собственно сокровища, и комната с религиозными реликвиями. Довольно тесно. Особенно мало места в реликварии, где движется непрерывная очередь: люди заходят в узкую дверь, обходят комнатку по периметру, ненадолго задерживаясь у некоторых витрин, и выходят через ту же дверь.

Собрание экспонатов состоит в основном из многочисленных ларцов и прочих предметов, в которых лежат мощи святых. В путеводителях, описывающих самые ценные из хранящихся здесь реликвий, отмечают фрагмент черепа Иоанна-Крестителя, палец Марии Магдалины, образец почерка святого Марка, молоко Богородицы, шип с тернового венца Иисуса, нож, использовавшийся во время Тайной вечери. Однако разглядеть что-то конкретное в витринах реликвария практически нереально: чтобы разобрать маленькие надписи (на русском языке — нет), нужно надолго останавливаться, а это крайне неудобно делать в потоке людей. Кстати, перед тем, как заходить в реликварий, советую подумать: сухие руки и пальцы, черепа, кости — особо впечатлительным людям может от всего этого стать не по себе.

В зале сокровищницы мы можем увидеть впечатляющую коллекцию предметов искусства и быта Античности, раннего Средневековья. Шире всего здесь представлено византийское искусство: иконные оклады и прочая религиозная атрибутика, ювелирные изделия, эмали, богато украшенные кубки, изделия из стекла и т.д.

Впечатляющая коллекция сосудов из Месопотамии и Древнего Египта, присутствуют и предметы исламского искусства (созданные на территории современных Ирана и Ирака в IX–X веках).

Выйдя из сокровищницы, двигаемся в сторону главного входа. В кассе в вестибюле покупаем билет и поднимаемся наверх, в музей.

Музей собора Святого Марка

Экспозиция располагается на нескольких этажах. Здесь представлено большое количество воссозданных мозаик храма и их отдельных элементов, которые можно рассмотреть вблизи.

Широко представлена государственная символика Венецианской республики в виде флагов, гобеленов, скульптур… Есть и церемониальные предметы, служившие венецианским дожам:

А вот – оригинальные скульптуры коней из квадриги святого Марка.

Кстати, слева от квадриги – оригинал  скульптурной группы тетрархов с фасада собора.

Интерьер самого храма – и золотые мозаики, и купольные своды, – с высоты второго этажа, с балкона музея, смотрится ещё более величественным:

И все мозаики, которые не разглядеть снизу, отсюда можно рассмотреть во всех деталях.

Оказавшись на верхнем уровне музея, не проскочите мимо небольшой двери, ведущей на лоджию Кавалли. Свое название («лошадиная») она получила из-за того, что именно здесь установлена квадрига святого Марка. Сюда стоит подняться, даже сама экспозиция музея вас не особенно интересует: с лоджии открываются лучшие виды на площадь Сан-Марко:

Вся площадь, со зданиями Прокураций и Часовой башней, отсюда – как на ладони:

С южной стороны лоджии – великолепный вид на Дворец дожей и на парадные ворота Венеции – две колонны со статуями на Пьяцетте.

А также отсюда – уникальная возможность вблизи рассмотреть кампанилу.

Благодаря тому, что с погодой нам повезло, мы задержались на лоджии надолго, любуясь потрясающими пейзажами и разглядывая резные детали фасада:

И даже встретили здесь таких колоритных господ:

Жалею теперь, что не полюбопытствовала, откуда они, и что это за костюмы. На служащих собора они были не слишком похожи, – просто стояли на лоджии и спокойно общались, обращая мало внимания на происходящее вокруг. Кто-нибудь знает?

Время работы собора Святого Марка в Венеции и стоимость входа

Режим работы:

  • С ноября по июнь (до дня праздника Тела Господня*): пн-сб – 9:30-17:00; вс и праздники – 14:00-16:30;
  • С июня (со дня праздника Тела Господня) по октябрь: пн-сб – 9:45-17:00; вс и праздники – 14:00-17:00.

Вход свободный.

  • Праздник Тела Господня отмечается в первый четверг после дня Святой Троицы. Соответственно, дата «плавает» год от года, примерно в диапазоне с 25 мая по 25 июня.

Музей собора

Открыт ежедневно с 9:45 до 16:45.

Стоимость билета – 5 евро.

Золотой образ (“Pala dOro”)

Режим работы:

  • С ноября по июнь (до дня праздника Тела Господня): пн-сб – 9:45-16:00; вс и праздники – 14:00-16:00;
  • С июня (со дня праздника Тела Господня) по октябрь: пн-сб – 9:45-17:00; вс и праздники – 14:00-17:00.

Стоимость билета – 2 евро.

Сокровищница

Режим работы – такой же, как у Золотого образа:

  • С ноября по июнь (до дня праздника Тела Господня): пн-сб – 9:45-16:00; вс и праздники – 14:00-16:00;
  • С июня (со дня праздника Тела Господня) по октябрь: пн-сб – 9:45-17:00; вс и праздники – 14:00-17:00.

Стоимость билета – 3 евро.

Советы собирающимся посетить Собор Святого Марко в Венеции:

  1. Приходить лучше к открытию: пока мы гуляли по собору, очередь на вход удлинилась многократно.
  2. После осмотра собора, если позволяет время, и в своей физической форме вы не уверены, – визит во Дворец дожей лучше отложить на другой день: сил на его посещение может не хватить. Но у нас, во время нашей первой поездки в Венеции на неделю, планы были по-настоящему грандиозные, так что из собора Святого Марка мы двинулись как раз в расположенный по соседству Дворец дожей. Подробно об этой поездке читайте в моей заметке Незабываемая неделя в Венеции. Что посмотреть в Венеции (совсем скоро на сайте).

Если эта заметка Вам понравилась и оказалась полезной, сохраните её себе в соцсети и поделитесь ею с друзьями: кнопки «Поделиться» располагаются ниже

Связанные с этим материалом заметки:

Незабываемая неделя в Венеции. Достопримечательности Венеции
Общественный транспорт и музеи Венеции. Как сэкономить
Как добраться из аэропорта Венеции до города
Шопинг в Венеции: магазины, аутлеты, рынки
Что запрещено делать в Венеции
Что посмотреть во Флоренции за один день

Полезные ссылки:

Купить авиабилеты в Венецию по выгодной цене
Купить билеты на поезда для поездок по Италии или другим странам Европы
Надёжно и выгодно забронировать отель или апартаменты в Венеции
Заказать трансфер на такси из аэропорта до Площади Рима или до круизного порта (и обратно)
Заказать трансфер на водном такси из аэропорта до пирса вашего отеля (и обратно)
Заранее забронировать экскурсии по Венеции и окрестностям
Оформить онлайн страховой полис путешественника

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

  • Ирина Федорченко

    18.04.202016:43

    Чудесные фотографии. Информативно, но мало своих впечатлений, фотографий с автором, зато много данных, которые есть в любом путеводителе. ИМХО
    1. Анна Кривова

      18.04.202017:43

      Автор: Ирина Федорченко
      Чудесные фотографии. Информативно, но мало своих впечатлений, фотографий с автором, зато много данных, которые есть в любом путеводителе. ИМХО
      Ирочка, эта заметка является лишь информационной "вкладкой" в мою большую статью о поездке в Венецию в мае 2019 года (которая, надеюсь, увидит свет в ближайшую неделю). И то, что о соборе Святого Марка мне захотелось сделать отдельную заметку, - само по себе уже является доказательством того, что собор сильно меня впечатлил. По поводу "данные есть в любом путеводителе" - значит, вам повезло с путеводителем больше, чем мне: я, пока готовила этот материал, имела на руках 2 путеводителя и 1 книгу о соборе, но всё же мне пришлось задействовать при подготовке этой заметки дополнительно ещё как минимум 4 других источника. А что касается "мало фотографий с автором" - зато их у меня много в семейном альбоме, где им, IMHO, самое место)) За твои мнение и отзыв - огромное спасибо, ценю!
  • Татьяна Барашева

    18.04.202018:18

    Спасибо большое, особенно за фотографии и за подробности. Я как раз не люблю фотографии в стиле "Я и Лувр", поэтому с удовольствием смотрела и читала ещё и потому, что мои собственные впечатления от собора, скорее негативные. Мне было темно и тяжело, хотелось на воздух, на солнце, к небу и воде Венеции. Оказывается, увидела и узнала я не всё, и за это Вам отдельное спасибо, Анна.
    1. Анна Кривова

      18.04.202018:33

      Автор: Татьяна Барашева
      Спасибо большое, особенно за фотографии и за подробности. Я как раз не люблю фотографии в стиле "Я и Лувр", поэтому с удовольствием смотрела и читала ещё и потому, что мои собственные впечатления от собора, скорее негативные. Мне было темно и тяжело, хотелось на воздух, на солнце, к небу и воде Венеции. Оказывается, увидела и узнала я не всё, и за это Вам отдельное спасибо, Анна.
      Татьяна, большое спасибо за Ваш отзыв! Сколько людей - столько и мнений (в том числе, и о разных городах и достопримечательностях) - это же так естественно! И я очень рада, что из моей заметки Вы смогли почерпнуть для себя что-то новое о соборе, - ведь именно Ваши заметки о Венеции на сайте стали для меня "последней каплей" в принятии решения поехать на прошлые майские праздники именно туда!
  • Наталия Кутенина

    21.04.202018:09

    Анна, очень интересное и подробное описание собора, читать которое совсем не скучно благодаря великолепным фотографиям, сопровождающим буквально каждую фразу, - на них тут же оживает написанное, вплоть до незаметнейшей мелочи. Мне было особенно интересно читать, т.к. в Венеции в свое время мы были всего три часа и за это время, конечно, не могли так подробно изучить собор даже снаружи, а внутрь даже не заходили. Так что буду ждать полного описания Вашей поездки.
    1. Анна Кривова

      21.04.202018:12

      Автор: Наталия Кутенина
      Анна, очень интересное и подробное описание собора, читать которое совсем не скучно благодаря великолепным фотографиям, сопровождающим буквально каждую фразу, - на них тут же оживает написанное, вплоть до незаметнейшей мелочи. Мне было особенно интересно читать, т.к. в Венеции в свое время мы были всего три часа и за это время, конечно, не могли так подробно изучить собор даже снаружи, а внутрь даже не заходили. Так что буду ждать полного описания Вашей поездки.
      Наталия, спасибо большое за тёплый отзыв, я рада, что заметка о соборе оказалась интересной для Вас! Описание всей поездки практически готово, до конца этой недели планирую опубликовать.
Теги: