24.04.2019 Сергей Любушин Беларусь, Походы, Россия и СНГ, Стиль жизни, Страны
Комментариев: 4
Просмотров: 1568

Путешествие по реке Друйке в июне 2011 года

Читать все статьи С.Любушина из цикла “Мои дороги”

Цикл рассказов “Мои дороги” написан под впечатлением от моих одиночных путешествий как по родной Белоруссии, так и за её пределами. Путешествий пеших и водных. В юности я ходил в походы с друзьями в группах, а вот на склоне лет по разным причинам стал путешествовать в одиночку. В одиночных путешествиях есть как свои плюсы, так и свои минусы. Плюсы – полная свобода действий и независимость от кого-либо. Минусы – рассчитывать приходится только на себя, на свой опыт и свои силы. Не обладая литературным талантом, я описал, как мог, красоту природы, свои эмоции и переживания, встречи с людьми. Тут нет яркого экстрима, нет рекордов… Но, может быть, кто-то из читателей пойдет по моим стопам и выйдет за дверь с рюкзаком в одиночку. Удачи вам, друзья!

Скажу сразу, мое путешествие по реке Друйке заранее не планировалось и получилось совершенно спонтанно. По порядку, как это произошло.

Первоначально я планировал просто поплавать на каяке по Браславским озёрам, расположенным на северо-западе Белоруссии, на границе с Литвой и Латвией. Браславские озёра в общей сложности – это около тридцати больших и малых озёр, соединенные естественными протоками или искусственными каналами. Есть среди них большие, до 10 км в длину и до 4 – в ширину, как, например, озеро Дривяты, или совсем небольшие, как озеро Поцех. Озера имеют ледниковое происхождение, вода в них чистая и прозрачная, но берега, как правило, густо заросли тростником и осокой. Имеется несколько островов, также поросших водной растительностью. Все озера входят в Национальный парк “Браславские озера”. В озера впадает много мелких речек и ручьев, а вытекает только одна – Друйка, впадающая в западную Двину, или Даугаву, пограничную с Латвией реку. Общая длина Друйки составляет около 60 км.

Приехал я на рейсовом автобусе в город Браслав в половине одиннадцатого вечера, ставить палатку на берегу озера было лень и я переночевал в местной гостинице, для которой вполне бы подошли слова Окуджавы “где койка у окна всего лишь по рублю”. Удобств минимум, но цена, увы, далеко не рубль. Утром погрузился в такси и поехал за 10 км от городка Браслав в деревню Слободка, которая расположена как раз на берегу озера Поцех, предполагаемого начала моего маршрута. Погода была на редкость неподходящей для водного путешествия. Стояла просто неимоверная для наших краев жара, до 32 градусов в тени.

Ну, худо-бедно, собрал я свой каяк, уложил в него вещи и отчалил, помолясь, от берега. Как уже писал выше, было очень жарко, ветра совсем не было. И палящее солнце. Через какое-то время нашел место для стоянки и решил остановиться, переждать дневную жару. Но на удобном для причала месте была большая компания людей, проводивших, судя по всему, какое-то корпоративное, как теперь говорят, мероприятие, и они меня просто не пустили на берег. Думаю, им это так не сошло с рук… Не пустить отдохнуть одинокого странника всегда, у всех народов, считалось грехом. Но я про это уже не узнал. Пришлось плыть дальше…

И ни облачка на небе. И так всю неделю… Как потом выяснили синоптики, такого не было около ста лет. Так что мне “повезло”. Хотя, казалось бы, что плохого, тепло, солнце. Но это хорошо, когда загораешь на берегу и можно перейти в тень, ежели что. Но, когда плывешь по бескрайнему озеру… Да еще в гидрокостюме (а таковой, как потом оказалось, очень нужен даже на спокойной воде), то жара достает совершенно… Час-полтора — и надо причаливать и освежаться, хотя освежиться в воде, температура которой 25 градусов, удается не очень.
И то ли солнце мне напекло голову, то ли еще какая причина, но я элементарно заблудился в протоках, и, вместо того, чтобы попасть в следующее озеро, свернул в вытекающую из озер реку Друйку. Первоначально река имела очень медленное течение и отличить ее от протоки было трудно. Но пройдя километров 10, я заметил ускорение течения и заподозрил неладное… Местные рыбаки подтвердили мои опасения: я двигался по Друйке в сторону Даугавы.
Возвращаться было поздно, поскольку выгребать против течения на надувном каяке, да еще в такую жару, было нереально. Оценив ситуацию, решил двигаться по Друйке до конца, благо карта-километровка на весь участок реки до границы у меня была. Остался вопрос о разрешении на посещение пограничной зоны, которого у меня, естественно, не было. Но эту проблему я отложил на потом, если она, конечно, возникнет.

Что представляла собой Друйка в верхнем течении? Не очень широкая, метров 20-30, течение спокойное, берега безлесые и густо заселены. Единственным препятствием были мостки, которые выкладывали для перехода реки местные жители, и которые приходилось постоянно обносить по берегу. Ну и берега были крутые и поросшие кустарником, мест для причаливания и стоянки было совсем немного. Любое удобное для спуска к реке место было или занято рыбаками, или истоптано коровами… Часов в 5 вечера все-таки нашел небольшой чистый лужок, через камыши пробился к берегу и высадился на ночевку.

Жара не спадала, палатка стояла на самом солнцепеке, и пришлось ждать до 9 вечера, пока сядет солнце и палатка немного остынет. Еда моя состояла из концентрированных супов в пакетиках, которые готовились на портативной газовой плитке, так что костров я не разводил. Вода бралась из реки и фильтровалась через специальный бактерицидный фильтр. Так закончился первый ходовой день.

На следующий день определил по спутниковому навигатору свое местоположение, наметил примерную точку стоянки на ночь и отправился в путь. Жара не спадала. Через каждый час заходил на каяке в тень какого-либо нависающего над водой дерева и минут 15 поливал себя водой для охлаждения. На день расходовалось два литра питьевой воды, которая лежала во флягах под рукой на дне каяка. Перерыв на обед не устраивался, это лишняя потеря времени, да и разгружать вещи было неохота. По карте впереди должна быть плотина действующей Браславской ГЭС.

Хотя ГЭС звучало несколько претенциозно, учитывая небольшую мощность потока реки, но, между тем, там была плотина и водохранилище. Высота плотины составляла метров пять, на ней стояло два генератора и был слив для воды. Каких-либо людей я там не видел. Возможно, ГЭС местного значения не обслуживаемы постоянным персоналом и работают в автоматическом режиме. Обнос плотины был метров сто, довольно удобная тропинка, перенес в два приема каяк и вещи.

А вот после плотины характер реки резко поменялся, течение стало стремительным, река сузилась, на дне стало много камней, из-за чего появлялись перекаты и шиверы, приближение к которым можно было определить по характерному шуму. Кто был в Карелии, тот знает, как шумит река на перекатах. Вот тут было примерно то же самое. Короче, сплав превратился в своеобразный слалом по извилистой реке и проходу между выглядывающими из воды камнями. Это был уже третий мой поход на этом судне, и я управлял им достаточно уверенно. По крайней мере попадал в протоки, которые были чуть шире самого каяка, с первого раза. Река стала проходить через покрытую лесом местность, деревья подступали к самой воде.

А это значит, что берега подмывались и деревья падали в воду. Учитывая небольшую ширину, часто дерево, а то и несколько деревьев, перекрывали реку целиком…. Вот тут и начиналось самое интересное. Просто выйти на берег и обойти препятствие было невозможно: берега высоки, лес подступает прямо к воде. И началась своеобразная игра: издалека оцениваешь завал и решаешь, что делать. Или с разгона перепрыгнуть ствол, если он лежит на уровне воды. Или попытаться согнувшись проплыть под стволом, или сразу высаживаться с каяка в воду и перетаскивать его через завал. Если не угадаешь, то будешь или висеть на бревне, которое не удалось перепрыгнуть, и путем раскачивания корпуса будешь двигать каяк по сантиметру, или застрянешь под стволом, если не сможешь приподнять его над головой. Последнее особенно неприятно. Надо было со значительным усилием сдавать назад и против течения причаливать к берегу и потом перетаскивать каяк через завал. И эти препятствия шли одно за одним и отнимали очень много сил. Дно реки было илистое. Ил доходил до середины голени, и передвигаться по дну было тяжеловато. Второй ходовой день подошел к концу, и надо было искать стоянку. Зачастую спуск к реке оказывался тропой, по которой дикие кабаны шли на водопой и лучше было не оказываться на их пути. Часто река представляла собой просто зеленый тоннель, поскольку кроны стоящих по берегам деревьев смыкались верхушками. Берега совершенно безлюдны, но много зверей и птиц. Один раз даже видел пьющего воду лося, который при моем приближении кинулся в чащу со страшным треском.

Стал свидетелем трагедии утиной семьи. Утка-мать и примерно 10 маленьких утят пытались убежать от меня. Вместо того, чтобы просто переждать, пока я проплыву. И вот они бегут по воде впереди меня, утята еще не могут летать. И постепенно число утят стало уменьшаться, наверное они уставали и куда-то прятались. Продолжалось это достаточно долго и, наконец, осталось только два утенка. И тут утка просто улетела, оставив утят на произвол судьбы… Они сразу остановились, и я прошел мимо них. Будем надеяться, что они все-таки снова собрались все вместе.

Следующие два дня у меня была дневка. Я просто лежал под деревом в тени и ничего не делал. Жара не спадала. Уровень воды в реке заметно упал, наверное ее регулировали водосбросом на ГЭС. Из воды показалось еще больше коряг . Ночью приходил дикий кабан. Это я определил по хрюканью и характерному запаху свинарника. Наверно хотел попить воды из реки. Пришлось посвистеть в специальный спасательный свисток с очень высоким и громким звуком. Звери таких звуков не любят, и кабанчик убежал.

Но двигаться дальше все равно надо. Собрался пораньше и часов в 8 отчалил от берега. Снова бесконечный слалом и преодоление завалов. В какой-то момент я был просто в отчаянии: завалы шли буквально через каждые полкилометра, день кончался, мест стоянки не было совершенно. Уже думал, как переждать темное время суток, сидя на воде в каяке. Благо темно было только с 11 вечера до трех утра. Но тут вдруг вижу, что реку пересекает линия электропередач, ЛЭП. А по карте это означало, что скоро будет поселок Друя. Последний населенный пункт на территории Белоруссии. Стоит Друя в месте впадения Друйки в Даугаву. А, значит, я достиг цели! Время уже было часов 7 вечера, и стояла задача найти место стоянки до того, как Друйка впадет в Даугаву, иначе встречи с погранцами не избежать и пришлось бы долго объяснять, что я делаю на границе без разрешения, с генштабовской картой, со спутниковым навигатором и снаряжением для подводного плавания… Но тут увидел маленький пляж и причалил к берегу.
Оказалось, что это было место, куда местные жители ходили купаться. Но я поставил палатку прямо на берегу, разгрузил, помыл и собрал каяк и стал ждать наступления темноты. Друя – конечный пункт железной дороги, которая ведет через Витебск прямо до Минска.

Ходит один пассажирский поезд в сутки. На него я опоздал и решил уехать на следующий день вечером. Но тут пришли купаться местные мужики и поведали мне, что билеты на поезд продают только тем, у кого есть разрешение на пребывание в погранзоне, а у кого такового нет, то билет он не получит, да еще и могут сообщить, куда следует. А посему они посоветовали рано утром выйти на дорогу и остановить рейсовый автобус, на нем можно выехать из зоны. Так я и сделал: утром собрался, совершил марш-бросок километра на полтора по некошеному лугу, причем трава была в обильной росе, отчего я почти по пояс совершенно промок.

В 8 утра сел на рейсовый автобус и вернулся в исходную точку, город Браслав. Других автобусов там не ходило. К сожалению, на автобус до Минска я опоздал буквально на пять минут. Только его хвост увидел. Следующий автобус был в половине третьего… Автовокзала как такового там не было, по причине его глобальной реконструкции, и пришлось еще шесть часов сидеть под палящим солнцем в ожидании автобуса Рига-Минск. А потом еще пять часов на автобусе до Минска. Хорошо, что автобус был латвийского производства, и в нем был кондиционер.

Вот так закончилось мое путешествие. Впечатлений масса, урок хороший: не надейся на память, а чаще смотри в карту. В то же время хорошее испытание всего снаряжения и своей физической подготовки. Ни то, ни другое не подвело.

Моё ВИДЕО из этой поездки:

Если эта статья Вам понравилась или помогла – поделитесь ею с друзьями в социальных сетях, кнопки «Поделиться» находятся ниже.

Все заметки того же автора

Полезные ссылки:

Купить авиабилеты по выгодной цене
Купить билеты на поезда для поездок по Европе
Надёжно и выгодно забронировать отель или апартаменты по всему миру
Заказать трансфер на такси из аэропорта или от ж/д вокзала до отеля (и обратно)
Заранее забронировать экскурсии в более чем 600 городах мира
Оформить онлайн страховой полис путешественника

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

  • Ирина Федорченко

    25.04.201921:29

    Ну, просто нет слов. Я давняя поклонница рассказов Сергея про его одиночные путешествия, но вот эта история... Зачем? Разве нельзя было ДО ТОГО узнать прогноз погоды? Зачем испытывать судьбу?
    1. Сергей Любушин

      29.04.201904:21

      Автор: Ирина Федорченко
      Ну, просто нет слов. Я давняя поклонница рассказов Сергея про его одиночные путешествия, но вот эта история... Зачем? Разве нельзя было ДО ТОГО узнать прогноз погоды? Зачем испытывать судьбу?
      Прогноз погоды вещь ненадёжная)) И отменять путешествие из-за погоды - это не наш метод. Было бы хуже, если бы был холод и постоянный дождь.
  • Татьяна Бобрынина

    25.04.201922:35

    Гораздо больше замечаешь, когда путешествуешь в одиночку, не правда ли? Ощущаешь себя частью всего, что вокруг, — правильно ли я поняла настрой автора?
    1. Сергей Любушин

      29.04.201904:14

      Автор: Татьяна Бобрынина
      Гораздо больше замечаешь, когда путешествуешь в одиночку, не правда ли? Ощущаешь себя частью всего, что вокруг, — правильно ли я поняла настрой автора?
      Вы правы. Когда ты один, то все чувства как бы обостряются. Обращаешь внимание на то, на что в группе не обратил, понадеявшись на кого-то другого.