21.11.2018 Наталия Кутенина Австрия, Европа, Страны
Комментариев: 4
Просмотров: 929

Австрия – поездки, прогулки, встречи…

Знаем мы, что в Австрии есть горы, которые прекрасно помнят нас. Часть III

Vorderegger Reisen и Rund um den Zeller See

Продолжение рассказа о путешествии по Австрии.
Часть I – читайте здесь: Целль-ам-Зее – маленький рай!
Часть II – здесь: Туман над Зальцбургом, или 24 часа из жизни туристов

Первое утро после 24-часового путешествия из Москвы в Цель-ам-Зее. За окном еще совсем темно, светятся только огни на противоположном берегу озера. Мой муж Юра встал раньше и смотрел телевизор в гостиной, при этом в спальне ничего не было слышно – такие толстые стены или просто отличная звукоизоляция. Умывшись, мы отправились на завтрак. Надо сказать, что даже название нашего прибежища – Fruhstuckspension Herzog, – то есть «пенсион Херцог с европейским завтраком». Это буфет, не предусматривающий горячих блюд, но организованный по типу шведского стола. Нас приветливо встретила хозяйка, представилась – «Карин» – и провела в комнату для завтраков. Очень светлое помещение с полукруглой застекленной стеной, вдоль неё – двух-трёх-местные столики и столы побольше. У противоположной стены – ещё один длинный стол, на котором множество маленьких упаковочек с паштетами, джемами и другими лакомствами. Тут же – большие миски со сметаной и фруктовым компотом, молоко, сок, вареные яйца и потрясающий хлеб самых разных сортов. В отдельной, охлажденной, закрывающейся витринке – разнообразие очень свежих и вкусных мясных нарезок, сыры разных сортов. Хозяйка и ее помощницы – молодые девушки – спрашивают, какой напиток предпочитают гости, приносят чай или кофе со сливками. В общем, все достаточно скромно, но после такого «европейского» завтрака голодным не останешься. В первый день мы не могли понять, зачем на всех столах стоят большие круглые пустые коробки. Оказалось, так решена проблема мусора – в них складываются все отходы, пустые обёрточки от еды – опустошил коробочку, и с посуды ничего сбрасывать не надо, сразу на мойку.

Мы взяли с собой маленькие шоколадки с иллюстрациями к сказкам, и в первый же день я решила подарить такую хозяйке в качестве сувенира. Начала объяснять, что на ней изображено (это была Царевна-лебедь). На Пушкина хозяйка довольно покивала, с лебедем разобрались быстро – слово подсказала Карин. Царевну я назвала принцессой. А вот хорошо знакомое мне слово «сказка» – «Märchen» – я забыла начисто. Пришлось импровизировать. Сошлись на «истории» – «Geschichte». Больше Карин не стала заморачиваться, а без церемоний отправила шоколадку в рот.

После вчерашнего путешествия мы ещё не совсем пришли в себя и решили просто погулять и насладиться теплой – около 10 градусов – солнечной погодой. Вышли из отеля, огляделись по сторонам. Пенсион Херцог построен в типичном альпийском стиле и стоит на берегу. От озера его отделяет только лужайка, железная дорога и набережная. А в озеро впадает горный ручей Шмиттенбах, и его неумолчный шум слышен при подходе к дому, как будто он говорит: «Вот вы и пришли!» По его течению мы поднялись до подъемника (он примерно в 10 минутах ходьбы), уточнили часы катания и цены на ски-пасс.

Обычно гиды предлагают вновь приехавшим самые разнообразные экскурсии и развлечения и тут же в холле подъемника их оформляют. Но в этот раз мы решили не брать экскурсии у турфирмы, а отправиться куда-нибудь самим. О том, что из этого вышло, вы узнаете в своё время.

Вообще выбор экскурсий в Цель-ам-Зее довольно большой, и этим занимается австрийская принимающая  турфирма «Vorderegger Reisen». Отсюда можно съездить в Зальцбург, Инсбрук, Мюнхен, другие горнолыжные курорты, не говоря уже о санных катаниях и прочих снежных развлечениях.

Поездка из Целль-ам-Зее в Венецию

Когда мы жили в Шютдорфе в 2007 году, были экскурсии в Венецию. Конечно, мы воспользовались возможностью, отдыхая в Австрии, съездить в Италию. Еще вечером получили от хозяйки огромный пакет бутербродов в дорогу. Выехали в 6 утра. Как раз накануне прошел первый и очень сильный снегопад. Снегоочистительные машины исправно чистили дорогу, но по сторонам образовались сугробы высотой в несколько метров, и наш автобус с красивым названием «Mozart» ехал по настоящему снежному тоннелю.

Естественный результат – пробки и медленное продвижение законопослушных австрийских водителей. Через три часа сделали остановку у очень уютного комплекса – отель, ресторан, – который был совершенно скрыт снежными горами! Но когда мы наконец выехали из последнего тоннеля (горного) на итальянскую равнину, были поражены.

Солнце, молодая травка, снега нет и в помине, зеленеют виноградники. Люди – в легкой одежде, некоторые в рубашках с короткими рукавами. Хорошо, что накануне мы озаботились приобретением легкой обуви (с собой у нас обувь была только зимняя, лыжная и домашние тапочки), и оба удачно приобрели кроссовки, в которые переобулись в автобусе – ходить в зимних сапогах в такую погоду было бы тяжело. Из-за длительной дороги – около 7 часов – у нас осталось мало времени на Венецию, но зато погода была великолепная, тепло и даже солнечно, хотя был конец января.

Мы бродили по городу, переходили каналы и углублялись в сеть переулков, заходили в шикарные магазины и в бедные дворы с колодцами посередине, и все время в щели между домами и в пространстве над Гранд-каналом нам светило солнце. Это было невероятно! Не буду рассказывать про Венецию, это совсем другая тема, скажу только, что когда мы возвращались, уже в полной темноте, шёл мокрый снег с сильным ветром. Дорога была скользкая, и единственными приятными моментами были проезды по тоннелям, которых до этого я боялась, – там было светло и сухо! Приехали в первом часу ночи, очень уставшие, но ни разу не пожалели о предпринятом замечательном путешествии в дивный город.

Поездка из Целль-ам-Зее в Зальцбург

Еще одна поездка той же зимой – в Зальцбург, город Моцарта. Вот в этот раз погода вволю поиздевалась над нами – холодно, сыро в воздухе и под ногами, ветрено. Но нам повезло – русскоязычная экскурсовод-женщина была великолепна. Мы увидели многое: дом, где родился Моцарт

и дом, где он жил с семьей; Зальцбургский университет и здание с табличкой – «Здесь жил знаменитый врач Парацельс».

Услышали историю о том, как кондитер Пауль Фюрст придумал знаменитые конфеты Mozartkugeln, и легенду о крохотной сувенирной лавке шириной полтора метра со скошенной крышей, буквально зажатой между двумя высокими домами. Выйдя к реке Зальцах, полюбовались на дворец, где родился и жил Герберт фон Караян и где сейчас стоит памятник ему. Вдали возвышалась Гора капуцинов, своим названием обязанная расположенному на ней уникальному монастырю капуцинов, а за ней спрятался домик, где почти всю жизнь прожил Стефан Цвейг. Сейчас этот дом – частное владение.

Мы не поднялись на гору Фестунг к самой крупной полностью сохранившейся крепости во всей Центральной Европе, Хоэнзальцбургу, т.к. из-за сырой погоды не работал фуникулер.

Зато мы посетили Кафедральный собор Св.Руперта и Виргилия – покровителей Зальцбурга. В нем крестили маленького Вольфганга Амадея, который позже стал органистом этой церкви.

Интересна история храма. Первую церковь на месте будущего собора в 774 году построил епископ Виргилий. Неоднократно пожары уничтожали город и церкви. Наконец, в  XVII веке собор был отстроен заново уже в манере раннего барокко. Это было первое здание в необычном для Австрии итальянском стиле, которое осмелились построить в немецкоязычной стране, и сделал это не кто иной, как архиепископ Маркус Ситтикус. Он заложил новый храм в 1614 году по проекту малоизвестного тогда архитектора из Италии Винченцо Скамоцци, и великолепный собор обошелся казне гораздо дешевле, чем предполагалось. Освящение проходило в сентябре 1628 года. Экскурсовод рассказала нам полу-быль, полу-легенду. Над тремя входными арками находятся три головы Козерогов. Когда архиепископу было высказано сомнение об уместности этих символов на стене храма, он ответил: «А разве Господь наш Иисус не родился под знаком Козерога?» Возразить на это было нечем.  Во время войны в 1944 году авиабомба  разрушила часть алтаря и купол. К 1959 году собор полностью отреставрировали. Тогда были сделаны три бронзовые двери, украшенных барельефами Веры, Надежды и Любви, а на решетку ворот добавили табличку с тремя датами: 774, 1628 и 1959, напоминающие о трёх освящениях.

Поездка из Целль-ам-Зее в Мюнхен

В следующем, 2008 году мы ездили на экскурсию из Цель-ам-Зее в Мюнхен. История  этой поездки, вернее,  того, что ей предшествовало, была не совсем обычна. Муж пошел кататься, а я должна была встретиться у подъемника с нашим гидом, чтобы оплатить экскурсию. Я бегала по пункту проката, но девушка как сквозь землю провалилась. И тут ко мне обратился молодой человек в форменной куртке агентства «Vorderegger» – это австрийская принимающая турфирма. «Вы кого-то ищете?» Я сказала, что ищу нашего гида, чтобы купить экскурсию в Мюнхен. Он спросил имя гида и подтвердил, что её здесь сегодня не было. Мы разговорились, его звали Роландом. Узнав, что я из Москвы, он очень обрадовался и заговорил со мной по-русски. Оказалось, что Роланд – литовец, из Клайпеды, здесь живет уже давно и очень рад встрече с землячкой из СССР. «Не хотите ли купить путевку у меня?» Я заколебалась, всё-таки видела его в первый раз, но он был очень убедителен, ну и форма турфирмы… Короче говоря, понадеявшись на австрийскую честность, я заплатила деньги и получила ваучер. Роланд обещал сообщить подробности об отъезде и сухом пайке в дорогу позже.

На следующий день, вернувшись с лыжной прогулки, получила письмо от Роланда – на русском языке! – в котором он указал, где мы должны ждать автобус. Это было не там, откуда мы ездили раньше, хотя и на той же улице! Вдобавок он договорился с нашей хозяйкой фрау Мозер, что мы сможем позавтракать раньше, до отъезда. Вечером я рассказала обо всем Юре, и мы решили положиться на судьбу и ждать дня поездки. С сомнением стояли мы на новом месте встречи, когда к нам подъехал микроавтобус, и водитель спросил: «Вы в Мюнхен?» Он довез нас до центральной площади, где стоял шикарный двухэтажный автобус, на котором мы с комфортом доехали до Мюнхена и вернулись обратно.

А соседи по отелю, которые купили путевки у нашей девушки-гида, добирались в Мюнхен на маленьком микроавтобусике и очень устали. И ещё немного о поездке в Мюнхен. Во-первых, мы проезжали через самую маленькую австрийскую деревню, в которой всего 16 домов, но есть отделения  двух банков! А во-вторых, нам объяснили, что граница между Австрией и Германией очень извилистая, так что понять, на чьей территории мы находимся сейчас, можно только по цвету автобусных остановок и ещё по оператору мобильной связи. И действительно, оператор менялся довольно часто с австрийского на немецкий и обратно. (Замечу, что то же самое было на дороге между Цель-ам-Зее и Зальцбургом).

Вокруг озера Целлер

Это была краткая история наших экскурсий из Цель-ам-Зее. А теперь я расскажу о настоящем путешествии, которое мы предприняли в нашу последнюю поездку, в 2014 году.  Мы часто поглядывали на противоположный берег озера, где днем виднелись домики городка Тумерсбах, а ночью приветливо светились огоньки, отражаясь в воде (когда озеро не замерзало). Казалось, что это очень далеко, в другой реальности. И часто на подходе к Шютдорфу взгляд падал на указатель с надписью «Rund um den Zeller See» – «Вокруг озера Целлер».

Правда, рядом был изображен велосипедист. Но почему бы не совершить это Rund пешком? Ходить мы любим и умеем. Дома внимательно изучили карту, которую нам дала принимающая фирма.

Измерили (приблизительно) длину и ширину озера, прикинули скорость пешехода и решили, что сможем обойти озеро за 2,5-3 часа. Как показало будущее, ошиблись совсем немного. Уже в Москве прочли в интернете, что длина озера с юга на север 3,8 км, ширина с запада на восток 1,5 км, весь путь около 13 км, время в пути 3,5-4 часа. Примерно так и оказалось в реальности. Итак, решение было принято. Утро следующего дня было не таким уж солнечным, тем не менее, в 10 часов мы вышли из дома, взяв по палке. Оказалось, что утро не только пасмурное, но и прохладное.

Через некоторое время у меня замерзли руки, и я пожалела, что по инерции вчерашнего теплого дня не надела варежки. Впрочем, мы решили, что обязательно должно распогодиться. Пошли на север, в сторону, противоположную Шютдорфу. Слева и чуть выше – железная дорога, за ней – шоссе и поднимающиеся вверх горы. На одном из довольно крутых склонов – кладбище, часовня и церквушка.

Справа – озеро Целлер. Огромное количество уток – и обычных московских, и черных с белыми носами, и худых длинношеих ныряльщиц – плавают вдоль берега, а некоторые ищут корм и на берегу. Вдруг мы увидели лебедя, но не такого крупного, как живущие на озере снежные красавцы, и не белого, а пёстренького. Он плавал у самого берега, набирал клювом воду и процеживал ее, наверное, вылавливая какую-то живность. Иногда он посматривал на нас, и мы пожалели, что не захватили с собой хлебушка. Скоро этот трогательный лебеденок окончательно превратится в белоснежного красавца.

Вдоль озера идут две дорожки: асфальтовая для велосипедистов и по самой кромке – грунтовая, для пешеходов. Идти легко, и вскоре мы согрелись. Вдоль дорожки попадаются скамейки, на которых можно отдохнуть и полюбоваться озером и горами. Впереди – хороший вид на южный хребет Steinernes Meer – это высокое карстовое плато в Северных Альпах. Останавливаясь, чтобы сфотографировать что-нибудь интересное, мы незаметно дошли до конца озера.

Железная дорога и шоссе ушли дальше на север, а мы начали огибать озеро. На берегу – лодки, зоны отдыха, пляжи… Школы плавания и дайвинга… Наверное, летом здесь так же замечательно, как и зимой! Слева от дорожки – большой кемпинг Seecamp. Автоприцепы самого разного вида, но людей в них почти не видно. Может, сюда приезжают только летом? Во всяком случае, до подъемников отсюда далеко.

Впрочем, сюда тоже ходят автобусы из Цель-ам-Зее. Периодически нас обгоняли велосипедисты, гуляли мамы с детьми. В заливчике, как и всюду на озере, плавают утки, которые рады каждому кормлению, но у нас для них ничего нет. А до чего красив вид гор, отражающихся в спокойной воде!

Мы отдыхаем на скамейке, я заглядываю в большую подзорную трубу, укрепленную на берегу.

Но чтобы что-то увидеть, надо опустить в щель монетку. Вдруг раздается шум крыльев, в небе появляются два белых силуэта, и через мгновение со звуком реактивного самолета, разрезая воду и оставляя после себя расходящуюся волну, на озеро опускаются два огромных прекрасных белых лебедя, наверное, родители того очаровательного лебеденка. Эх, не успели достать видеокамеру! Но на фото их запечатлели.

Вот и раздваивается дорожка – налево и прямо к отелю-замку Prielau, к жилым домам, направо – к восточному берегу озера. Впереди большой плакат: «Больница будущего». И действительно, у подножия горы белеют ультрасовременные корпуса, видны машины, в которых сразу можно угадать аналог нашей скорой помощи. Это центральная больница района Цель-ам-Зее.

Наша пешеходная дорожка вливается в Тумерсбахерштрассе. Справа, около озера, – ресторанчики, клубы, но похоже, что все это летнее. Огибаем озеро и видим впереди указатель. «Rund um den Zeller See» написано на нём, стрелка указывает на Тумерсбах, а внизу – «SalzburgerLand. Das Milchparadies» («Земля Зальцбург. Молочный рай.»)

Проходим еще немного, и вот табличка с названием городка «Тумерсбах, район Цель-ам-Зее».

На нашей карте он называется ещё Zell-am-See Ost – Цель-ам-Зее Восточный. Именно огоньки этого поселка на противоположном берегу Цельского озера видим мы по вечерам из нашего окна. Небольшой городок уходит вглубь горного массива, а по берегу тянутся частные дома и отели с собственными пляжными зонами.

Большая зеленая поляна, немного выступающая в озеро – курпарк Тумерсбаха. Уже кушать хочется! Но ничего, привлекающего взгляд, не попадается. И вдруг – о, радость – симпатичный ресторанчик с террасой на самом берегу! И тут же огорчение – он откроется только в 15 часов, а сейчас всего начало первого. Ну что же, мы отдыхаем на красивых скамейках под причудливой формы деревьями, греемся на появившемся солнышке. На площадке около ресторана большой камень, на нем какие-то таблички и памятные знаки. Оказывается, с другой стороны камня – родник (или просто кран) с питьевой водой. Мы обходим камень, видим трубочку-краник, но воды нет. Фотографируемся и идем дальше.

Воздух такой замечательный, что можно пить его, – никакая еда не нужна!

Напротив, через озеро, видны склоны гор, дома Цель-ам-Зее, а на мысу, выступающем в озеро, старейший отель города – Grand Hotel Zell am See. За ним на фоне тёмной бесснежной горы ярко выделяется белый язык горнолыжной трассы. Вдали сверкает снегом и льдом ледник Китцштайнхорн. Картина потрясающе красивая. Но вот Тумерсбах заканчивается. Слева на горе – строительство огромного отеля в современном стиле. По-видимому, это будет не просто гостиница, а гигантский центр отдыха и здоровья. Подъемный кран, который работает на этой стройке, виден даже с нашей стороны озера. Но вообще-то это еще не законченное здание выпадает из альпийского стиля, это что-то очень пафосное, напоминает пресловутые дворцы «новых русских». Дальше горы вплотную прижимаются к дороге, во многих местах – знаки «Машины не ставить. Опасно», тем не менее некоторые водители пренебрегают этим предупреждением.

Идти приходится по узенькому тротуарчику между прибрежными домами и довольно узким двухполосным шоссе Зееуферштрассе с весьма интенсивным движением. При этом около небольших отелей еще имеются места для парковки машин постояльцев. Этот отрезок пути самый неуютный и утомительный. Радуют только небольшие дома и частные гостиницы в типично альпийском стиле, кое-где прилепившиеся к зеленым склонам гор. К ним ведут такие крутые тропинки, что кажется – подняться туда невозможно. И при этом указатели извещают, что на машине туда как раз можно проехать. Рядом с одним из домов – реклама, а чуть ниже – огромный штабель великолепных бревен. Удивительно, как он держится на крутом склоне, кажется, тронь его, – и бревна покатятся вниз! Но хозяева штабеля своё дело знают, по-видимому, здесь торгуют лесом.

Наконец, неудобный тротуарчик заканчивается. Мы подошли к южному берегу озера, заросшему камышом и осокой. Дорога уходит дальше, на юг, а мы сворачиваем направо, в поля-луга-болота, пересеченные грунтовыми дорогами – «шютдорфские болота». В стороне – большой молодежный кемпинг «Панорама Камп Цель-ам-Зее». Встречаем гуляющих молодых людей и девушек, по-видимому, местных. Спрашиваем у них, как лучше пройти к Шютдорфу, они показывают направление, и мы идем по дороге. При виде открытой заросшей травой местности приходят на ум Баскервильские болота из романа Конан-Дойля. Только солнышко и сверкающая вода озера создают совершенно другое, радостное настроение. Некогда северная часть озера охватывала гораздо большую территорию, а южная – частично заливала долину Зальцаха, но теперь озеро значительно меньше. Озёрную воду отводят в Зальцах с помощью двухкилометрового канала. Мы полем обходим прибрежную зону, по деревянному мосту переходим канал. Еще немного, и мы видим табличку «Porscheallee».

Это уже Шютдорф, знакомые места. Время приближается к двум часам пополудни. Почти 4 часа прошло с тех пор, как мы вышли из пенсиона Херцог на берег Цельского озера и отправились в путь. Вот и конюшни Порше, а рядом на чьем-то участке – маленькая мохнатая лошадка, похожая на пони. Мы решаем зайти в торговый центр Шютдорфа и порадовать себя шопингом, а остаток пути, ту часть, которую знаем наизусть, проехать на чудесном поезде узкоколейки. Так и делаем, и уже в темноте, нагруженные покупками, садимся в мини-вагончик и «не то, чтобы грустные, скорее, усталые, мы возвращаемся домой». И одновременно с Юрой вспоминаем о том, что Филеас Фогг и его слуга-француз Жан Паспарту́ объехали вокруг света за 80 дней, и объявляем себя их наследниками – ведь мы обошли вокруг озера Целлер за 4 часа!

Дома, приняв душ, поужинав московскими овсяными кашами и запив французским вином Chene бутерброды с красной икрой, мы с удовольствием растягиваемся на мягких постелях и засыпаем, переполненные впечатлениями и очень гордые пройденной «кругосветкой». И во сне продолжаем свой «исторический поход». Завтра – новые прогулки, катания и открытия.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ

Текст: Наталия Кутенина.
Фото: Наталия Кутенина, Юрий Кутенин, Анна Кривова.

Материал переработан специально для сайта Travelunlimited.ru

Если эта заметка Вам понравилась, поделитесь ею со своими друзьями и в социальных сетях: кнопки «Поделиться» располагаются ниже

Связанные с этим материалом заметки:

Целль-ам-Зее – маленький рай!
Туман над Зальцбургом, или 24 часа из жизни туристов
Австрия: о лыжах, снеге и горах, и о летающих шарах

Полезные ссылки:

Купить авиабилеты в Зальцбург, Мюнхен или Инсбрук по выгодной цене
Надёжно и выгодно забронировать отель или апартаменты в Целль-ам-Зее
Забронировать удобный трансфер из аэропорта до отеля или апартаментов в Целль-ам-Зее (и обратно)
Заранее купить билеты на поезд для поездок по Австрии и Германии
Оформить онлайн страховой полис путешественника