27.09.2021 Наталия Кутенина Россия, Россия и СНГ, Страны
Комментариев: 2
Просмотров: 5429

Лето на Оке. Часть I. Храм в селе Подмоклово — церковь с особенной историей

Этим летом я провела целый месяц в Тульской области, недалеко от усадьбы Поленово. Там, в деревне Митино на высоком берегу Оки, находится дачный домик дочки и зятя. О замечательном отдыхе, о поездках по окрестностям вы скоро прочитаете. А сейчас в качестве предисловия к этому рассказу хочу поделиться впечатлением от посещения ещё одного интересного места – это Церковь Рождества Богородицы в селе Подмоклово.

Московская область храмы

Фотографии этой церкви я видела и раньше, когда ребята ездили туда без меня. Меня поразила необычная архитектура, не похожая на привычную православно-церковную, хотелось увидеть эту красоту вживую. И вот этим летом мы заехали в Подмоклово по пути в Москву. Свернули с дороги недалеко от выезда на Симферопольское шоссе, проехали через чистенькую, аккуратную деревню – село Подмоклово. И наконец около прудика посреди большой поляны – здание, напоминающее красивую итальянскую базилику.

Подмоклово церковьДействительно, Храм Рождества Богородицы в селе Подмоклово – один из подмосковных православных храмов начала XVIII века, которые обозначили разрыв с древнерусской архитектурной традицией. Поставленный на высоком берегу Оки, этот храм в абсолютно итальянском стиле – одно из наиболее интересных явлений петровской эпохи. Воплотивший в себе некоторые черты господствовавшего в те времена в Европе барокко, он пластичностью своих форм гораздо ближе к размеренной ясности ренессанса.

Инициатором строительства храма был князь Григорий Долгоруков. На сайте Храма Рождества Богородицы в селе Подмоклово есть историческая летопись, подтверждённая ссылками на архивные документы. Она поможет нам узнать историю строительства, расцвета, упадка и возрождения храма. Кому-то может показаться, что описание слишком подробное и обстоятельное. Но мне кажется, что только оно даёт возможность получить подлинное впечатление об этой уникальной русской церкви.

Из летописи:

1628-29 гг.

Первое по времени упоминание о церкви Рождества Богородицы в с. Подмоклом: деревянной, […] построенной владельцами села кн. Голицыными. Она действовала вплоть до 1754 г.

Последняя треть XVII в.       

С. Подмоклово перешло к кн. Григорию Фёдоровичу Долгорукову в качестве приданного за княжною Марией Ивановной Голицыной.

Семья князей Долгоруковых принадлежала к высокообразованному слою русского дворянства. В 1697 г. в числе других придворных стольников князь Григорий Фёдорович Долгоруков был отправлен в Италию. Основной целью их поездки были изучение военно-морского дела и наём в русскую службу соответствующих специалистов. Но это путешествие способствовало также пробуждению интереса русских дворян к художественным памятникам Италии.

Из летописи:

1714 г. 1 мая

Владелец с. Подмоклово Тарусского уезда Московской губернии, действительный тайный советник кн. Григорий Фёдорович Долгоруков заключил подряд с каменщиком московской Каменной слободы Андреем Антоновым сыном Опуриным […] – на строительство в с. Подмоклове церкви, согласно имеющемуся плану, под руководством иноземца (шведского офицера) – Лоренца фон Фикина.

1714 г. 23 июля

Указом патриаршего местоблюстителя митрополита Рязанского и Муромского Стефана (Яворского), по челобитью кн. Г.Ф. Долгорукова, разрешается строительство каменной церкви в его вотчине с. Подмоклове.

Из составленного контракта уже ясно, что заказчик располагал оригинальным проектом храма-ротонды — безусловно, западно-европейского происхождения: контракт требовал «построить церковь по церкюлю круглую по чертежу по повелению иноземца Лоренца фон Фикина».

Церковь в селе Подмоклово

План-расположение статуй на балюстраде

Из летописи:

1714 г. 9 октября

Царским указом запрещается «во всём государстве на несколько лет всякое каменное строение». Кн. Григорий Федорович получает от Петра I устное разрешение на строительство подмокловской церкви, основанием чего является факт уже начавшегося строительства до указа о запрете. В 1717 г. он просит о письменном указе Петра к Московскому губернатору.

1717 г. 28 мая

Кн. Г.Ф. Долгоруков заключил новый подряд на строительство каменной церкви в с. Подмоклово – с каменщиком московской Каменной слободы Андреем Антоновым сыном Опуриным и крестьянами Александровой пустыни дер. Поповской Ярославского уезда Алексеем Дмитриевым «со товарищи».

Князь Долгоруков заключает также подряды на изготовление большой партии кирпича и на поставку белого камня для строительства церкви.

Из летописи:

1718 г. 5 мая

Им же заключен подряд с московскими государевыми записными (т. е.  высшей квалификации) каменщиками Иваном Ивановым сыном Каландиным […] – на строительство храма в с. Подмоклово, согласно имеющимся чертежам и под руководством «иноземца капитана Андрея Шульца».

1720 г. 9 апреля

Им же заключён подряд с записными московского Приказа Каменных дел резчиками Иваном Афанасьевым сыном Зиминым, Петром Дмитриевым, Дмитрием и Гавриилом Васильевыми, Тимофеем и Кондратием Марковыми и Иваном Петровым сыном Говором – на работы по украшению церковного здания в с. Подмоклово резьбою и скульптурами св. Апостолов и Евангелистов.

 Мастера подрядились в течение лета украсить храм резьбой и статуями 12 апостолов и 4 евангелистов – в соответствии с имеющимися рисунками под наблюдением всё того же «архитекта капитана иноземца Андрея Шулца». То есть всё внутреннее и внешнее оформление храма, как, впрочем, и возведение самого здания церкви, были выполнены не приглашёнными «иноземцами» (они были лишь наблюдателями), а русскими мастерами.

Подмоклово достопримечательности

Князь Григорий Долгоруков скончался в 1723 году, когда строительство было на завершающей стадии. Наследник князя не стал продолжать дело отца.

Из летописи:

1725 г.

После смерти отца и, вероятно, пострига в монашество матери кн. Сергей Григорьевич Долгоруков наследует три четверти с. Подмоклое. При нем почти уже законченное строительство местной церкви совершенно заброшено. С. Подмоклово не вызывает прежнего интереса у наследника, так как благодаря тесному сближению кн. Долгоруковых с Петром II приобретены другие имения […].

Факт, что уже практически завершённое храмовое здание простояло без освящения 2-ю пол. 1720-х гг., в пору политического всесилия кн. Долгоруковых, свидетельствует о полном равнодушии наследников кн. Григория Фёдоровича к с. Подмоклову и его церкви. Ясно, что кн. Г. Ф. Долгоруков был единственным строителем подмокловского храма, причём строителем активным и упорным.

В 1730 г. при воцарении Анны Иоанновны князья Долгоруковы подвергаются опале; их имения, в т. ч. Подмоклово, конфискованы и отнесены к дворцовым владениям. И только в 1741 г., по воцарении Елизаветы Петровны, владельцем Подмоклова снова стал князь Долгоруков Николай Сергеевич, внук Г.Ф.Долгорукова, который и завершил строительство новой церкви. Но только в августе 1754 г. он подал в Синод прошение освятить её.

Из летописи:

1754 г. 17 августа

Владельцем с. Подмоклова секунд-майором кн. Николаем Сергеевичем Долгоруковым — внуком строителя — в Синод подано прошение об освящении, взамен вконец обветшавшей деревянной сельской церкви, новой каменной — обеспеченной просителем всей необходимой утварью. Церковь была освящена в том же году (впоследствии ошибочно принятом за дату её строительства) архимандритом Макарием из Серпуховского Высоцкого монастыря.

Впоследствии владельцы имения часто менялись. После смерти единственного сына Петра Николай Сергеевич продает имение Затрапезнову Алексею Ивановичу (1770год). В декабре 1786г. село Подмоклово упоминается как вотчина поручика Фадея Петровича Тютчева, а в 1789 г. переходит к его сыну гвардии поручику Петру Фадеевичу Тютчеву.

В 1840-е — 1850-е гг. село Подмоклово принадлежит Александру Михайловичу Васильчикову (сыну Анны Фадеевны Тютчевой), который в 1844-49 г. является предводителем дворян Алексинского уезда.

В 1848 году в России, как и во многих странах, была эпидемия холеры. По случаю избавления от холеры самой главной иконой храма стала Владимирская икона Божьей Матери.

Из летописи:

1848 г.

С этого времени в приходе с. Подмоклово особо почитается храмовая икона Владимирской Божьей Матери: как защита от холеры; ежегодно в день памяти этой иконы, 23 июня, после утрени проводился Крестный ход.

1870 г.

В с. Подмоклово открыта земская школа.

1875 г.

Храм с. Подмоклово, тщанием церковного старосты Серпуховского 1 гильдии купца Тимофея Ивановича Каштанова «сделан тёплым» — при этом, видимо, были заложены арочные проёмы обходной галереи-паперти, кроме алтарной части.

1893 г. сентябрь — 1894 г. 31 января

Старанием церковного старосты Серпуховского купца Василия Ивановича Каштанова, Богородицерождественский храм с. Подмоклова был отремонтирован, а именно: вновь позолочен иконостас, поновлены и дополнены […] стенные росписи, устроены два клиросных иконостаса, отремонтированы печи и возобновлена деревянная ограда вокруг церкви.

А в начале века ХХ там было обнаружено нечто не совсем обычное, а попросту – скандальное.

Из летописи:

 1900 г.

В газете «Северный курьер» (Санкт-Петербург) – в ряде публикаций обсуждается изображение Страшного суда в притворе, на внутренней стене паперти Богородицерождественского храма с. Подмоклово: присутствие там фигуры грешника с портретными чертами поэта М.Ю. Лермонтова.Церковь ПодмокловоВ возмущённой заметке редактор газеты В. В. Барятинский призывал прекратить глумление над памятью любимого многими поэта: «в церкви, в доме молитвы, прощения и братской любви». В газетной полемике 1900 г. по поводу данной картины обе стороны говорили, что непосредственный повод к «живописному осуждению» Лермонтова – его гибель на дуэльном поединке (как дуэлянт, убитый наповал, он считался самоубийцей). Кроме того, Лермонтов в данном случае осуждается не как личность, а как выразитель определённого идейного течения – русского неоромантизма рубежа XIX-XX в. Среди жителей же села утвердилась легенда, будто поэт был изображён в церковной росписи «по приказу владельца с. Подмоклово за то, что он был врагом этого помещика, написал на него злую эпиграмму».

Представители местной интеллигенции обращались к тульскому архиерею, прося разрешения изменить внешность изображённого на картине грешника – в чём им было отказано. Только в Советские годы это изображение было снято со стены и отправлено на реставрацию – с дальнейшим предназначением для антирелигиозного музея.

При Советской власти церковь оставалась действующей до начала 30-х гг. В 1930 году при реорганизации административно-территориального деления СССР — образовании областей — с. Подмоклово, прежде Алексинского уезда Тульской губернии, было отнесено к Серпуховскому району Московской области, к которому оно относится и сейчас.

В 1931-32 гг. решался вопрос о закрытии церкви и использовании её здания под клуб местного колхоза. Соответствующее постановление было принято Серпуховским, а затем и Московским областным исполкомом Советов. Но по многочисленным жалобам верующих это решение было отменено, и храм   с. Подмоклово оставлен в пользовании верующих. Он продолжал работать до 1936 г.

Из летописи:

1934 г. январь февраль

По требованию Постоянной комиссии по вопросам культа при президиуме Всероссийского центрального исполнительного комитета Советов стенная роспись «Страшный суд» из притвора Богородицерождественской церкви с. Подмоклово изъята из храма и передана реставрационным мастерским. (Ныне она находится в фондах Государственного музея истории религии, в С.-Петербурге).

1935 г. 20 марта

Богородицерождественская церковь с. Подмоклово решением Всероссийского центрального исполнительного комитета Советов взята на государственную охрану как историко-культурный памятник.

Тем не менее здание, церкви не охранялось и постепенно приходило в упадок: разбиты окна, обваливается внутренняя и наружная штукатурка стен. И 5 сентября 1936 г. Серпуховским районным исполкомом Советов было предложено Подмокловскому сельсовету «обязать местных верующих обеспечить церковное здание ремонтом, в противном же случае поставить вопрос о закрытии церкви». И действительно, в следующем году церковь была закрыта. Она всё больше приходила в запустение, при этом необходимые работы по приспособлению церковного здания под сельский клуб так и не проводились.

И в таком заброшенном состоянии церковь находилась вплоть до 80-х гг.

Из летописи:

1970-е гг.

Церковь в Подмоклове заброшена: здание вплоть до балюстрады паперти заросло кустарником.

Начало 1980-х гг.

Церковное здание в с. Подмоклово подверглось нападению неизвестных вандалов – сбросивших статуи Апостолов Андрея и Иакова, Евангелистов Иоанна, Марка и Луки с высоты паперти на землю – вследствие чего скульптуры разбиты на куски.

1983-1994 гг.

Работы по реставрации церкви с. Подмоклово […]. Арки обходной галереи вновь открыты.

В феврале 1986 г. разработан проект использования церковного здания под музей скульптуры: с заменой статуй над папертью копиями и экспонированием самих оригиналов внутри церкви. Одиннадцать уцелевших статуй были сняты с балюстрады и восстановлены к окончанию работ.

Подмоклово храм фото

1988-1995 гг.

Пять повреждённых вандалами статуй, украшавших храм с. Подмоклово, восстановлены во Всероссийском художественном научно-реставрационном центре им. И.Э. Грабаря […]. (Ныне они находятся в фондах СИХМ и хранятся в Троицком соборе г. Серпухова. Стоит вопрос об установке на здании храма их копий).

1992 г.

Храм Рождества Богородицы с. Подмоклово передан в пользование Русской Православной церкви.

Вот такая непростая судьба была у этой красивейшей церкви.

А мы выходим из машины и любуемся храмом.

Был пасмурный день, тем не менее совершенно не испортивший впечатления от него. Храм представляет собой двусветную ротонду, перекрытую высоким куполом и завершенную световым барабаном.

Подмоклово храм фото

Открытая шестнадцатипролётная аркада окружает храм, а над карнизом на высоких тумбах-постаментах венчающей балюстрады поставлены фигуры 12-ти апостолов и 4-х евангелистов в человеческий рост.

Церковь в Подмоклово

Чтобы как следует разглядеть всю эту красоту, надо очень высоко задирать голову.

Подмоклово отзыв

Заходим под своды аркады.

Россия Подмоклово

У входа в храм большой план с описанием основных вех строительства.

Подмоклово отзывы

Подмоклово Московская область

Подмоклово церковь

Под одним из сводов лежат камни явно археологического плана. Ну или архитектурно-исторического – части колонн, а возможно и стен.

Подмоклово отзыв

Внутри церкви светло и просторно, кажется, что здесь дышится очень легко. Ощущение воздушности создаёт высокий бледно-голубой купол над головой, с окнами и расходящимися белыми лучами, в центре его – как будто кружок синего неба.

Подмоклово церковь

Впечатление, что ты не в православном храме, а в католическом. И иконостас тоже немного непривычный, Подмоклово церковь внутри

С одной стороны распятие, с другой стоят несколько фигур, видимо, евангелистов. Честно говоря, мне показалось, что они выше роста человека.

Храмы России

Людей в храме нет, только пара машин стоит у входа, и несколько человек обозревают церковь снаружи.

Храм в Подмоклово

Вокруг храма – полукругом скамейки, здесь проходят церковные праздники, а на небольшой сцене до пандемии проводились концерты и музыкальные фестивали. Вот отрывок из заметки в газете «Пущинская среда» (2016 год):

На туристический карте Подмосковья появилась новая точка: уникальный памятник русской архитектуры храм Рождества Богородицы в с. Подмоклове. Ещё недавно двери храма открывались лишь по воскресеньям и по большим праздникам для немногочисленных местных жителей, и вот это место зажило новой жизнью: после реставрации, законченной осенью 2015 года, богослужения возобновились и проходят теперь регулярно, все чаще сюда приезжают паломники и туристы на экскурсии, вокруг храма постоянно проходят концерты различных форматов. Только что здесь прошли фестивали барочной и фольклорной музыки. За два дня Подмоклово посетило около тысячи людей.

При храме был организован и Молодежный палаточный лагерь по подготовке фестивалей в Подмоклове. Так что теперь храм в селе Подмоклово – не только религиозный, но и культурно-туристический центр в Подмосковье.

Храм в Подмоклово

Храм в Подмоклово

Церковь в Подмоклово

Храм в Подмоклово

Церковь Подмоклово

Уезжали мы в приподнятом настроении, несмотря на начинающийся дождь. К такой красоте нельзя остаться равнодушным!

Подмоклово отзывы

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ

Если эта статья Вам понравилась, поделитесь ею со своими друзьями и в социальных сетях: кнопки «Поделиться» располагаются ниже.

Связанные с этим материалом заметки:

Лето на Оке. Часть II. Безмятежная деревенская жизнь
Лето на Оке. Часть III. Музей-усадьба Поленово
Лето на Оке. Часть IV. Вокруг да около Поленова
Все материалы того же автора
Московское Полесье – Край серых журавлей
Дмитров вчера и сегодня
Легенды и предания Дмитровского края
Яхрома. Окрестности Яхромы и Дмитрова

Полезные ссылки:

Выбрать и забронировать самые интересные экскурсии от местных жителей по Подмосковью и окрестностям
Надёжно и выгодно забронировать отель или апартаменты для путешествий по России и всему миру
Выбрать и выгодно забронировать частное жильё (квартиру, комнату, коттедж) для поездок по России
Купить авиабилеты по выгодной цене
Купить билеты на поезд по выгодной цене
Купить автобусные билеты по выгодной цене
Оформить онлайн страховой полис путешественника

Добавить комментарий для Татьяна Барашева Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован.

  • Татьяна Барашева

    27.09.202115:55

    Спасибо, Наташа. Удивлена необычайно! Вот покажи мне это строение, никогда бы не сказала и даже не поверила, что это - православный храм! А я видела и участвовала в реставрациях достаточно много. И снаружи, и внутри... Русью и не пахнет...))) Но, возможнр, в натуре храм выглядит все же иначе.Мне даже кажется странным, что такое строительство было разрешено с самого начала. Разве православные храмы не строили по строгим, пусть и отличным, но определенным канонам? Хотя..., все, наверное, как обычно. Пока согласовывали храм уже и построили. Очень интересно!
    1. Наталия Кутенина

      01.10.202115:38

      Автор: Татьяна Барашева
      Спасибо, Наташа. Удивлена необычайно! Вот покажи мне это строение, никогда бы не сказала и даже не поверила, что это - православный храм! А я видела и участвовала в реставрациях достаточно много. И снаружи, и внутри... Русью и не пахнет...))) Но, возможнр, в натуре храм выглядит все же иначе.Мне даже кажется странным, что такое строительство было разрешено с самого начала. Разве православные храмы не строили по строгим, пусть и отличным, но определенным канонам? Хотя..., все, наверное, как обычно. Пока согласовывали храм уже и построили. Очень интересно!
      Таня, очень рада, что тебе было интересно! Честно говоря, боялась, что читать будет скучновато - всё-таки обилие информации, практически не разбавленной эмоциями))) Храм действительно уникальный! Даже внутри мне всё время казалось, что я нахожусь в католической церкви. Я думаю, всё дело в том, что это вотчинный храм князя Г.Ф.Долгорукова, для которого он сам выбирал проект, вдохновлённый виденными им в Италии базиликами. Не зря церковь строили "по церкюлю круглую по чертежу [...] иноземца Лоренца фон Фикина"! А уж разрешение получил просто на строительство каменного храма в своей вотчине, т.е. без предъявления планов, чертежей и рисувнков. А в своей вотчине "своя рука - владыка"! Поэтому в это строительство он и вложил столько времени, средств и сил.