Лето на Оке. Часть III. Музей-усадьба Поленово
Продолжение рассказа. Начало читайте здесь:
Лето на Оке. Часть I. Храм в селе Подмоклово — церковь с особенной историей
Лето на Оке. Часть II. Безмятежная деревенская жизнь
Я давно знала, что на Оке есть замечательное место – Поленово, музей-усадьба знаменитого русского художника Василия Дмитриевича Поленова. Но попала туда в первый раз только летом 2009 года, приехав в гости к дочке и зятю на их дачу на берегу Оки. На меня сразу произвела впечатление какая-то особенная аура этого места, спокойствие, нисходящее на тебя, и чисто русская красота самого Поленова и его окрестностей. С тех пор я бывала там неоднократно, и всегда эти поездки радовали и умиротворяли.
Так что же это за место такое – Поленово? Конечно, прежде всего надо вспомнить хозяина этой усадьбы – Василия Дмитриевича Поленова, знаменитого русского художника. Постараюсь по возможности кратко обозначить основные вехи его жизни.
Василий Поленов родился в 1844 году в Петербурге в дворянской семье. Его отец был историком, увлекался искусством, мать брала уроки живописи у Карла Брюллова. Родители нанимали детям педагогов из Академии художеств. Тем не менее после окончания гимназии по их настоянию Василий Поленов поступил на физико-математический факультет Петербургского университета, однако вскоре оставил его и стал заниматься только живописью. Он посещал вечерние классы при Академии художеств. В 1867 году Василий Поленов закончил ученический курс с серебряными медалями. А в 1871 году Поленов всё-таки успешно защитил диссертацию на юридическом факультете университета по теме «О значении искусства в его применении к ремёслам». Тогда же он получил высшую награду Академии художеств — Большую золотую медаль – и право поездки по Европе в течение 6 лет на средства Академии вместе с таким же медалистом Ильёй Репиным. В Европе Поленов посещал музеи, изучал искусство Германии, Франции и, конечно, Италии, где подружился с меценатом Саввой Мамонтовым. За представленные в Академию художеств картины и парижские этюды Василий Поленов в 32 года получил звание Академика.
О результатах своей стажировки сам художник писал: «Тут я пробовал и перепробовал все роды живописи <…> и пришел к заключению, что мой талант всего ближе к пейзажному, бытовому жанру, которым я и займусь».
В Россию художник вернулся в 1876 году. И вскоре отправился добровольцем на сербско-турецкий фронт. Он делал там много зарисовок, но в основном бытовых, а не батальных, которые отсылал в иллюстрированный журнал «Пчела».
В 1877 году Василий Поленов переехал в Москву. С картиной «Московский дворик», очаровательным пейзажным образом старой Москвы, а также картинами «Бабушкин сад» и «Заросший пруд» Поленов дебютировал на выставке Товарищества передвижников 1878 года. «Московский дворик» имел огромный успех: работа выделялась особой поэтичностью и утвердила за Поленовым амплуа «лирического художника».
Василий Поленов часто писал и на библейские сюжеты. В 1881 году он начал работу над картиной «Христос и грешница». За материалами для неё художник ездил и на Ближний Восток, откуда привёз много этюдов, и на поиски натуры в Италию, где создал эскизы к полотну. Саму картину Поленов писал в 1886–1887 годах. Впервые полотно «Христос и грешница» увидело свет на XV Передвижной выставке. Там картину купил император Александр III, опередив Павла Третьякова, который уже вёл переговоры с Поленовым о её покупке.
Василий Поленов часто бывал в Абрамцеве у Саввы Мамонтова, ему там очень нравилось всё, особенно природа. И он давно мечтал о «домике на берегу Оки… где будет музей, галерея и библиотека». В начале 1890 года на деньги, вырученные от продажи картины «Христос и грешница», Василий Поленов приобрёл старую усадьбу в Тульской губернии, на высоком холме над Окой, в сосновом бору, чуть в стороне от села Бёхово. И там, на вершине холма, он построил дом по собственному оригинальному проекту. Борок – так была названа новая усадьба. Здесь поселилась семья Поленова, разместились музей и картинная галерея, в которой висели картины самого художника и его многочисленных учеников, друзей и родных – младшая сестра хозяина усадьбы Елена Дмитриевна Поленова была замечательной художницей, а главное, стала одной из первых и ведущих в России в таких областях, как книжная иллюстрация и промышленный дизайн.
В 1924 году прошла первая персональная выставка художника в Государственной Третьяковской галерее, посвящённая его 80-летию. А в 1926 году Постановлением Совета Народных Комиссаров РСФСР В.Д.Поленову было присвоено звание Народного художника Республики.
В.Д.Поленов скончался в своей усадьбе в 1927 году и похоронен на сельском кладбище деревни Бёхово. На его могиле стоит простой деревянный крест, похожий на тот, который виден на фотографии перед кладбищенской часовней.
В настоящее время в усадьбе Борок, переименованной в Поленово, находится Государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник В. Д. Поленова. Там сохранилась уникальная обстановка, интерьер, мебель, библиотека и предметы быта хозяина. Первым директором музея был сын художника, профессор Московского университета Дмитрий Васильевич Поленов.
И вот в эту усадьбу-музей-заповедник мы наконец-то выбрались! Десять минут на машине, и мы уже у въездной аллеи в Поленово. Территория, окружающая усадьбу, большая и имеет несколько заездов, но открыт для проезда только один, и за въезд на машине надо заплатить. Но эта небольшая плата не гарантирует, что машину удастся поставить недалеко от музейной ограды и в тени, а не на солнцепёке. Поэтому чаще всего мы оставляем машину под деревьями на обочине недалеко от пропускного пункта и идём дальше пешком.
Дорога широкая, пройтись по ней – одно удовольствие. С левой стороны сплошной густой лес, с правой – несколько проходов с указателями – для тех, кто идёт просто к реке или хочет зайти на усадебную территорию с бокового входа. Идти легко, дорога идёт под уклон, тишину нарушают только периодически проезжающие машины. Но вот мы приближаемся к невысокой каменной ограде, окружающей музей-заповедник. Слева – стоянка для машин, как правило, заполненная до упора, и стилизованный домик, где находится администрация и касса, а также кафе. Но сейчас из-за пандемийных ограничений оно практически пустое, даже под навесом никто не сидит.
Билеты нужны только для посещения музейных зданий – всех или некоторых. Обычно бывает ещё очень много организованных экскурсантов, которых привозят на автобусах. Но сейчас и их стало меньше. А ведь прошлым летом музей одно время был вообще закрыт, а потом открылся только для прогулок по парку, без посещения помещений. Но сейчас вроде бы всё открыто. Недалеко от ворот, ведущих в парковую зону, информационный стенд, на котором афиши проходящих в Поленове выставок и других мероприятий.
Рядом – ещё один, в шутливой форме напоминающий о дресс-коде для посещения Поленова.
С двух сторон ворот на высоких каменных столбах сверкающие медные таблички с надписями. На одной – ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ ЗАПОВЕДНИК В.Д.ПОЛЕНОВА.
На другой – Постановление СовНарКома РСФСР о присвоении В.Д.Поленову звания Народного художника Республики.
Оно было присвоено в 1926 году, а двумя годами ранее, в 1924 году, тоже Постановлением СНК РСФСР усадьба «Борок» была предоставлена в пожизненное пользование семье Поленовых. И сейчас слева от главной аллеи за каменной изгородью находится частная территория, где проживают наследники художника. Вот это каменное строение с красивым деревянным орнаментом под крышей, похожее на амбар, и сейчас принадлежит потомкам художника.
И домик с крылечком в русском стиле, и большая зелёная поляна с изгородью посередине, возможно, для лошадей.
Мы идём по центральной аллее, ведущей к усадебной части. Она великолепна!
По обе стороны стоят высокие роскошные сосны, запахом их хвои пропитан воздух, и дышится так легко!
Но сходить с аллеи в траву не рекомендуется – повсюду предупреждения: «Осторожно, в траве могут быть змеи!» При этом нарисована самая настоящая кобра с раздутым капюшоном – наверное, для пущей острастки! Поэтому дорожки обрамлены своеобразной оградкой, похожей на низенький плетень.
К слову, по траве мы всё-таки иногда ходили, но змеи нам, на наше счастье, не попадались.
Почти у самого начала аллеи сбоку расположился домик мастеров.
Это первый домик из нескольких, где проходят мастер-классы. В разные дни здесь работают разные народные умельцы. Здесь можно не только посмотреть на их искусство и купить что-нибудь, а и попробовать создать что-то собственными руками.
На стенах и столах расположились нарядные мелкие вещички, изделия из бересты, картинки и многое другое. А на дереве рядом висит совершенно необычный скворечник в виде сказочной птицы.
И всем этим ремёслам можно поучиться. Например, сегодня здесь занимаются в основном гончарным делом и продают керамику.
А мы идём дальше, любуясь соснами.
Вот и вторая ограда, вход на собственно музейную территорию.
Здесь несколько строений, и все они были созданы по проектам и чертежам самого В.Д.Поленова. Большой дом, главный дом усадьбы, построенный в 1892 году, до сих пор сохранил свой первоначальный вид.
Дом деревянный, на каменном фундаменте, трехэтажный, с белыми стенами. Перед ним большая поляна, вся в цветах.
Иногда здесь находит себе местечко и семейство местных курочек!
А посередине поляны прямо перед главным домом – массивный камень, напоминающий о том, что война прошлась и по этим заповедным местам… «Здесь был остановлен враг» – написано на камне.
Большой дом абсолютно ассиметричный, с разными фасадами, с окнами разной формы и размера, тем не менее производит совершенно цельное впечатление. Сам Поленов определил архитектурный стиль своего дома как «скандинавский».
И действительно, что-то проглядывает в разнонаклонённых скатах крыш, неожиданных балконах и террасах, к которым по склонам ведут каменные ступени.
Но ещё больше архитектура дома напоминает стиль модерн. В доме жила большая семья художника, кроме того, часто приезжали гости. Поэтому комнат разного назначения много. Но самая большая, светлая и высокая комната на втором этаже – мастерская, её окно выходит в парк и на Оку. Когда дом строился, вид на Оку ничем не был заслонён, с высокого холма она была как на ладони. Но со временем разросшиеся деревья оставили только неширокое пространство, где в конце склона ещё виден кусочек реки.
Конечно, сейчас все комнаты дома – это большой музей, заполненный как подлинными вещами, так и множеством картин.
Рядом с большим домом находится так называемое Аббатство. Художнику было мало мастерской в доме, он хотел построить отдельно стоящее здание-мастерскую.
И такое здание, напоминающее замок, не очень большое, но кажущееся очень высоким, было построено. Сам Поленов писал И.В.Цветаеву: «я в это лето соорудил себе мастерскую, но вышло почему-то аббатство». Со стороны застеклённой террасы это уютный летний домик.
Но с другой стороны – действительно что-то, напоминающее средневековье.
Немного дальше, ближе к выходу из усадьбы к Оке, находится Адмиралтейство.
Первоначально это был сарай для зимовки лодок, построенный по типу фахверка, с фасадом, украшенным штурвалом.
Сейчас в здании показывают диораму – это кругосветное путешествие в картинках, последняя большая работа Поленова, законченная в 1921 году. Лист диорамы – два стекла, между которыми лист ватманской бумаги. Рисунок на бумаге акварелью сделан с обеих сторон. Есть аппликации, прорези. Показывают диорамные листы с помощью подсветки. Поленов, сам делая описание картин, «имел в виду намерение составить что-то вроде лекции-зрелища по географии, истории и этике, дополненных музыкой». Художник показал диораму в Страхове, в школе, которую построил для крестьянских детей ещё в 1911 году. Поленов считал, что именно там его ждут самые главные и благодарные зрители: крестьянские ребята.
Позади Адмиралтейства, рядом с настоящим якорем – валун, на котором выбита подпись В.Поленова.
Всё это находится слева от центральной аллеи. А вот указатель на сооружение, стоящее справа от неё.
Там расположен довольно большой Фахверковый сарай, состоящий из нескольких отдельных помещений. При жизни Поленова в нём было хранилище садового инвентаря, с фасада, в самом большом помещении, столярная мастерская, а восточная торцевая часть была амбаром, где хранилось зерно для лошадей. Сейчас после реставрации в Фахверковом сарае создан выставочный зал. Там же находится камера хранения.
И ещё один интересный домик расположен на правой стороне – Детский домик, настоящая маленькая избушка, построенная Поленовым специально для того, чтобы в ней играли дети.
Не пустует избушка и сейчас – в ней с весны до поздней осени работают и проводят мастер-классы замечательные мастера художественных промыслов. Там можно приобрести такие приятные мелочи для украшения дома, особенно загородного, – недаром у Лены все комнаты их дачи украшены и картинками, и керамикой, и всякими другими милыми вещичками из домиков мастеров!
И самому можно научиться их изготавливать, не все, конечно, а наиболее простые. Вот сегодня в домике делают и продают вот таких кукол! А через несколько дней здесь появились эти раскрашенные глиняные игрушки и керамические картинки.
Мы сворачиваем на боковую дорожку за фахверковым сараем и совершенно неожиданно обнаруживаем там ещё один домик-избушку!
Правда, на ней строгая табличка с перечеркнутым человечком и надписью «Служебное помещение». Но я всё равно поднялась на деревянный балкончик-терраску!
Рядом с избушкой – потайная калитка в каменной ограде.
Проходим через неё и вдали видим большую мельницу.
Раньше её, наверное, не было, во всяком случае, я не припоминаю. А вот полянку неподалёку, где можно набрать воды и смыть с ног песок после пляжа, я хорошо помню. Да и вообще дорожек здесь очень много, и ведут они в разные стороны и даже вверх.
Где-то там ещё помещения – для выставок, театральных постановок, мастерских и занятий кружков. А мы идём к реке!
Прибрежная территория отгорожена от музейной таким же каменным забором с воротами. А прямо перед оградой растёт величественная одинокая сосна.
Даже когда музей закрыт, на пляж можно выйти боковыми дорожками, идущими вне музейной изгороди, или просто пройдя вдоль берега Оки. В хорошую погоду здесь обычно много народу, особенно в выходные – местные, дачники и даже приехавшие в музей экскурсанты. Спуск довольно крутой и не очень удобный – полуразбитая каменная лесенка остаётся такой, сколько я её помню. У берега зелёная травка и песок, где и располагаются отдыхающие.
Дно тоже песчаное, вода прохладная, чистая, а течение очень быстрое. Ока – не только очень красивая, но и очень живая река. В разные годы она не бывает одинаковой. В одно засушливое лето её можно было перейти пешком, проплыв совсем небольшой отрезок в середине реки. А в другое лето она становилась широкой, полноводной и глубокой.
На этом берегу Оки – Тульская область, а на противоположном – Калужская. Берег пологий, но и на нём много холмов и крутых возвышенностей. Там находится знаменитый старинный городок Таруса, небольшой, но очень живописный.
В разное время здесь жили или отдыхали Поленов и Борисов-Мусатов, Паустовский и Заболоцкий, Рихтер, Марина и Анастасия Цветаевы и многие другие. В Тарусе много музеев и памятных мест: Музей семьи Цветаевых, Дом-музей К. Г. Паустовского, Дом-музей В. А. Ватагина – всего и не перечислишь, а также Картинная галерея и Историко-краеведческий музей. Очень многое в Тарусе связано с Мариной Цветаевой. На высоком берегу Оки, на том месте, где она хотела быть похороненной, стоит памятный знак, камень с надписью: «Здесь хотела бы лежать Марина Цветаева». А осенью 2006 года в парке на берегу Оки был установлен памятник Марине Ивановне, окруженный её любимой рябиной.
В Тарусе проводятся «Цветаевские чтения», Музыкальный Фестиваль Фонда Святослава Рихтера, художественные выставки. Но перебраться на тот берег – проблема. Ближайший мост, тот самый, в районе Серпухова, по которому мы переезжаем Оку, очень далеко, поэтому от Тарусы до Поленова на машине 75 километров пути. Самый короткий и приятный путь – водный, всего-то минут 20. И пристань-то есть, но кораблики то ходят, то не ходят, то по расписанию, то только как экскурсионные.
Например, туда можно уплыть, но обратный рейс только на следующий день. И как тут быть? Лучший выход – договориться с хозяином моторной лодки, обычно много их причалено в стороне, чаще всего они просто катают отдыхающих по Оке.
Но тут уж надо быть уверенным, что к определённому часу моторка будет ждать тебя на противоположном берегу, либо искать другую уже на тарусском берегу. Из-за этих сложностей мы так ни разу и не выбрались в Тарусу.
Но вернёмся в Поленово. Посидев на пляже, искупавшись, пройдясь по живописному заросшему берегу (правда, теперь там есть вполне утоптанная дорожка), мы решаем ехать домой.
К машине возвращаемся не дорогой, ведущей от главного въезда, а боковой, машины по ней не ездят, только те, чьи хозяева живут на территории. Сюда мы шли под горку, а назад надо подниматься, но эта дорога практически ровная, и только в конце, как плата за комфортную ходьбу – короткий, но довольно крутой подъём.
Влад, на моноколесе доехавший до автомобиля, уже перегнал его сюда и ждёт нас с Леной. Ещё 10-15 минут – и мы дома, уставшие, но довольные и полные впечатлений.
Но заповедник Поленово не ограничивается только музеем-усадьбой. В окрестностях есть ещё очень много интересного. И об этом – в заключительной части «Лета на Оке».
Если эта статья Вам понравилась или помогла – поделитесь ею с друзьями в социальных сетях, кнопки «Поделиться» находятся ниже.
Связанные с этим материалом заметки:
Лето на Оке. Часть I. Храм в селе Подмоклово — церковь с особенной историей
Лето на Оке. Часть II. Безмятежная деревенская жизнь
Лето на Оке. Часть IV. Вокруг да около Поленова
Все материалы того же автора
Московское Полесье – Край серых журавлей
Дмитров вчера и сегодня
Легенды и предания Дмитровского края
Яхрома. Окрестности Яхромы и Дмитрова
Полезные ссылки:
Выбрать и забронировать самые интересные экскурсии от местных жителей по Туле и окрестностям
Надёжно и выгодно забронировать отель или апартаменты для путешествий по России и всему миру
Выбрать и выгодно забронировать частное жильё (квартиру, комнату, коттедж) для поездок по России
Купить авиабилеты по выгодной цене
Купить билеты на поезд по выгодной цене
Купить автобусные билеты по выгодной цене
Оформить онлайн страховой полис путешественника
Татьяна Барашева
14.11.202114:20
Наталия Кутенина
15.11.202118:21
Татьяна Уточкина
16.11.202123:10
Наталия Кутенина
18.11.202121:12