25.02.2019 Наталия Кутенина Европа, Страны, Франция
Комментариев: 4
Просмотров: 334

Моя мечта — Париж! Часть II. От Монмартра до Марсова поля. Поездка в Версаль

Продолжение рассказа о поездке в Париж. Начало читайте здесь:
Моя мечта – Париж! Три страны, три города

Париж, день третий

Третий день неожиданно оказался самым насыщенным, полным впечатлений и приключений! Но — обо всем по порядку. Накануне вечером Алла Захаровна предупредила всех, что встать надо будет очень рано, мы поедем на продолжительную и разнообразную автобусную экскурсию. И действительно, поднявшись и позавтракав, все уселись в автобус и отправились сначала на Монмартр. Мы с Леной уже побродили там самостоятельно, но официальной экскурсии пока не было. Доехали буквально за пять минут и поднялись сначала по улице, а потом по широкой многоярусной лестнице наверх, к белоснежному собору Сакре-Кёр, расположенному на вершине холма Монмартр, в самой высокой точке Парижа (130 м). Было спокойно и почти безлюдно. Весь Париж расстилался перед нами.

Говорят, что в ясную погоду открывается вид вокруг на 50 км. Наша гид Алла Захаровна рассказала нам про это место. Базилика Сакре́-Кёр, или просто Сакре-Кёр, буквально «базилика Святого Сердца Христова» — католический храм в Париже, построенный в 1875-1914 годах по проекту архитектора Поля Абади в память о жертвах франко-прусской войны. Средства на строительство собирались по общественной подписке. При закладке первого камня (16 июня 1875 года) в грунт холма был положен бронзовый медальон «Франция преподносит Христу монмартрскую базилику», ящичек с французскими медалями, а также пергамент с протоколом церемонии основания Сакре-Кёр. Внутри базилика украшена цветными витражами и монументальной мозаикой на тему «Благоговение Франции перед Сердцем Господним», выполненной в 1912—1922 годах художником Люком-Оливье Мерсоном. Над портиком возвышаются две конные статуи — Людовика Святого и Жанны Д’Арк.

Потом мы пофотографировались, полюбовались на собор и вид с Монмартрского холма и, наконец, начали спускаться к своему автобусу. И тут поняли, почему Алла Захаровна так торопила нас с ранним выездом: навстречу нам вверх валила толпа туристов, заполнив узкую улочку. Да, в такой толчее спокойно всё не осмотришь!

«А теперь мы едем в Версаль!» — объявила наша сопровождающая. Автобус мчался по Елисейским полям, проехали Триумфальную арку. Дождь снова накрапывал, и нам рассказали, что 14 июля, во время традиционного парада, лило как из ведра. Шеренги войск мокли под ливнем, и президент Жак Ширак, принимавший парад, ехал в открытом автомобиле стоя, с непокрытой головой и без зонта. Это снискало ему большое уважение среди парижан.

Но вот и остановка в парижском пригороде Версале. Наш автобус сразу атаковали торговцы. Туристки разглядывали нейлоновые довольно красивые шарфы и, невзирая на строгие предупреждения гида, накупили их по действительно невысокой цене. Мы с дочкой присмотрели симпатичную сумочку, но так и не рискнули ее купить – лишних денег у нас не было, а качество сумки не внушало доверия. Тем временем Алла Захаровна объявила, что экскурсии во дворец у нас не будет, мы можем идти с ней, а можем самостоятельно погулять по парку, перекусить в кафе, но к определенному времени все должны собраться у автобуса, чтобы ехать дальше. Мы с Леной сразу откололись от группы, немного сориентировались на местности, разобрались, в каком направлении надо идти собственно к Версальскому дворцу и парку (автобус остановился в стороне, не очень близко). Сразу же решили перекусить в кафе поблизости, а то вдруг потом не успеем. В первый раз в жизни мы столкнулись здесь с вариантом «тарелок». Берешь тарелку поменьше или побольше (цена – от размера) и кладешь на неё все, что помещается. Мы как-то растерялись, застеснялись и, конечно, не нагрузили свои тарелки полностью. Но нам хватило. Вдобавок мы не удержались и прикупили по паре маленьких бутылочек «деревенского» вина разных сортов, которые потом распили уже в Москве. Теперь можно отправляться в парк! За красивыми ажурными воротами – огромное пространство, замощенное брусчаткой, такое просторное, что люди в нем теряются.

Вот он, памятник эпохи короля-солнца Людовика XIV, художественно-архитектурное выражение идеи абсолютизма, как официальная резиденция французских королей помнящий и Людовика XV, и Людовика XVI. Дворцово-парковый ансамбль Версаля, крупнейший в Европе, отличается уникальной целостностью замысла и гармонией архитектурных форм и преобразованного ландшафта. В 1801 году Версаль получил статус музея и был открыт для публики; с 1830 года музеем стал весь архитектурный комплекс Версаля; в 1837 году в королевском дворце открылся Музей истории Франции. А в 1979 году Версальский дворец и парк были включены в список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Мы проходим мимо большой конной статуи Людовика XIV, обходим дворец и попадаем в великолепный парк.

Регулярный парк Версальского дворца — один из самых крупных и значимых в Европе. Он состоит из множества террас, которые понижаются по мере удаления от дворца. Потрясающая планировка клумб и аллей, газоны, оранжерея, бассейны, фонтаны, а также многочисленные скульптуры представляют собой продолжение дворцовой архитектуры.

В версальском парке также расположены несколько небольших сооружений – Малый Трианон, Большой Трианон, Французский павильон и другие. Кстати, Пётр I во время своего визита во Францию останавливался в Версале в мае 1717 года и изучал устройство Дворца и парков, которые послужили ему источником вдохновения при создании Петергофа на берегу Финского залива под Санкт-Петербургом.

К сожалению, парк очень сильно пострадал от двух разрушительных ураганов, которые пронеслись над Версалем – первый в 1990 году и второй, особенно сильный, — в 1999 году. Ураганные ветры погубили в Версале несколько тысяч деревьев — это был самый крупный ущерб в истории существования парка. Сохранились только кустарники (частично) и аллеи с клумбами и газонами. Мы смогли наблюдать восстановительные работы в парке, некоторые аллеи и целые участки были закрыты для посещения туристами – ведь прошло всего два года со времени стихийного бедствия. По словам тех, кто бывал в Версале до ураганов, из-за отсутствия деревьев пропала уникальная перспектива, ставшая плоской. Конечно, это ужасная потеря, но деревья ведь можно высадить заново, они вырастут, кусты оживут, и парк опять засияет во всей красе! Но все равно парк производил невероятное впечатление. Мы бродили по аллеям, обходили большой бассейн и фонтан Латоны, зелёные партеры, любовались причудливыми узорами клумб и потрясающими цветами. Но время не стояло на месте, и мы заторопились к автобусу.

Следующим пунктом нашей экскурсионной программы был новый район Парижа – Дефанс. Он состоит из суперсовременных высотных зданий из стекла и бетона. В нем расположены 13 из 18 самых высоких зданий Парижа. Строительство квартала, с его пешеходной зоной длиной 1,2 км и шириной 250 м, началось в 1955 году, а первое офисное здание было открыто в 1958 году.

Самая известная постройка района – Большая арка Дефанс, или Третья Триумфальная арка.

Ещё у президентов Жоржа Помпиду и Валери Жискар д’Эстена была идея продолжить историческую ось Парижа, которая вела от Лувра через обелиск на площади Согласия и Триумфальную арку, и завершить её современным величественным архитектурным шедевром. Дело в том, что градостроительная история Парижа связана с созданием композиционной оси города, которая начиналась у главного тронного зала Лувра и шла на запад параллельно Сене.

Идея создания исторической оси стала основной концепцией регулярной планировки города как выражение бесконечной власти французского абсолютизма. Барон Осман проложил по этой оси Елисейские поля, и она же стала композиционной осью квартала Дефанс. Работы начались в 1983 году по инициативе президента Франсуа Миттерана. Архитектор Йохан Отто фон Спрекельсен задумал Большую Арку Дефанс как вариант Триумфальной арки XX века. Монумент должен был быть посвящён человечеству и идеям гуманизма, а не военным победам. Торжественное открытие состоялось в июле 1989 года, к двухсотлетию Французской революции. Большая Арка видна через Триумфальную арку и Малую триумфальную арку в парке Тюильри, завершая этот триумвират. В проёме Арки находится гигантское «облако». Конструкция крепится стальными тросами к стенам Арки и является самостоятельным произведением искусства.

Кстати, при строительстве Дефанса возникли определённые проблемы. Как только стало понятно, что новые высотные здания искажают перспективу Елисейских Полей, в 1972 году прошла волна протестов. Не напоминает ли это возмущение многих москвичей зданиями района Москва-Сити? Но это так, к слову.

Дефанс произвел на нас огромное впечатление не только тем, что дома все разные – прямоугольные и круглые, стреловидные и изогнутые, сплошь застекленные и раскрашенные в разные цвета, – но и тем, что они волнуют душу. В зеркальных стеклах сверкают лучи солнца и отражаются соседние здания. Нас приятно удивило, что в этом царстве стекла и бетона каждая свободная поверхность озеленена – цветы, кусты и даже деревья создают неповторимую своеобразную гармонию и дают ощущение тепла и «живой жизни».

Мы, конечно, пофотографировались, а потом отправились в гигантский подземный гипермаркет «Ашан» — у нас в то время таких ещё не было, а ведь он являлся только частью колоссального торгового центра. Нашей целью была покупка батареек для фотоаппарата. Но в огромном пространстве сориентироваться было очень сложно, особенно когда не знаешь французского языка. И хотя Лена выработала свой метод общения – сначала говорила по-французски «Извините, Вы не говорите по-английски?» и при положительном ответе переходила на английский, — это не очень-то помогало, пока нам не встретилась молоденькая чернокожая продавщица, для которой английский был, по-видимому, родным. Она и направила нас в нужный отдел, мы купили искомое и помчались через коридоры и отделы магазина, чтобы не опоздать к отходу автобуса. Все расселись по своим местам, и мы той же дорогой, мимо Триумфальной арки и Елисейских полей, вернулись в город.

По красивому историческому мосту Александра III переехали на левый берег и остановились около музея д’Орсе.

Музей Орсе — одно из крупнейших в мире собраний европейской живописи и скульптуры периода 1850-1910 годов. Третий по популярности музей в Париже и десятый — в мире. Основу коллекции составляют работы импрессионистов и постимпрессионистов. Музей располагается в бывшем здании одноимённого железнодорожного вокзала и примыкающего к нему отеля на левом берегу Сены в самом центре Парижа, через реку от Лувра.

Вокзал, спроектированный архитектором Виктором Лалу, был открыт 28 мая 1900 года и стал первым в мире электрифицированным вокзалом. Орсе обслуживал направление движения Париж — Орлеан. Однако к 1939 году движение поездов с этого вокзала практически прекратилось. В 1971 году было принято решение здание снести. Однако его сохранили, и во время пребывания Жоржа Помпиду на посту президента появилась идея преобразовать вокзал в музей. В 1978 году сооружение получило статус исторического памятника. Преемник Помпиду, Жискар д’Эстен начал процесс реконструкции вокзала и преобразования его в музей. Работа началась в 1980 году, а в 1986 году музей, спроектированный итальянским архитектором Гаэ Ауленти, был открыт.

Около музея стояла небольшая очередь на вход, к которой мы все присоединились. И вдруг увидели сбоку от очереди девушку с козой! Конечно, это была не живая коза, а большая кукла, очень выразительная, по-моему, наручная, с которой девушка разговаривала, коза отвечала ей, кланялась и явно просила отблагодарить её за выступление. Но у нас лишних денег не было, мы прошли мимо, потупив глаза, и вошли внутрь. Купили билеты в кассе и отправились лицезреть любимых импрессионистов. Не только живопись, но и разнообразные скульптуры выставлены в основном в главном зале музея, сохранившем облик большого вокзала со сводчатой застекленной крышей. А радость от встречи с картинами, большинство из которых мы видели только в виде репродукций! Я немного пофотографировала, но поскольку вспышкой пользоваться было запрещено, большая часть фото вышла не очень качественно.

Мы еще постояли у окон, за которыми простирался Париж – с верхнего этажа открывается вид на Сену и Лувр на другом берегу,


– и, наконец, с грустью покинули обитель искусства.

Теперь автобус подвез нас на совсем небольшое расстояние – к Эйфелевой башне. Этот символ Парижа, названный в честь главного конструктора Гюстава Эйфеля,  был построен в 1889 году и первоначально задумывался как временное сооружение, служившее входной аркой парижской Всемирной выставки 1889 года. Но башню оставили сначала для военных целей, потом для ретрансляции различных радио и телепрограмм. На протяжении более 40 лет Эйфелева башня была высочайшим сооружением в мире. Первоначально она возвышалась на 300,65 м над уровнем земли. Высота же вместе с новой телевизионной антенной составляет 324 метра. Башня открыта для посещений, можно подняться на 2-ой и 3-ий уровни.

Творческая интеллигенция Парижа и Франции была возмущена дерзким проектом Эйфеля и посылала в мэрию Парижа требования прекратить постройку башни. Писатели и художники опасались, что металлическая конструкция будет подавлять архитектуру города, нарушать неповторимый стиль столицы, складывавшийся на протяжении веков. Говорили, что Ги де Мопассан регулярно обедал в ресторане на первом уровне башни. На вопрос, зачем он это делает, если башня ему не по душе, писатель отвечал: «Это единственное место во всём огромном Париже, откуда её не видно». Тем не менее сейчас невозможно представить Париж без этого изящного и в то же время мощного ажурного сооружения. А уж изображают Эйфелеву башню на всем, на чем возможно, и, кажется, ни один турист не уезжает из Парижа без хотя бы совсем крохотной башенки.

Но вернемся к сегодняшнему дню. Мы с Леной решили подняться на 2-ой уровень. Купили билеты, вошли в огромный лифт и стали ждать, пока он наполнится. Вдруг раздался шум, крики и громкий хохот, и в лифт ввалилась группа американских туристов. Они вели себя весьма беспардонно, шумели, прыгали, и все, кто стоял рядом, старались отодвинуться от них. Но наконец лифт тронулся и довольно медленно пополз вдоль железных наклонных балок вверх. Мы вышли и стали обходить башню по кругу. Первое ощущение – легкое головокружение от высоты, хотя 2-ой уровень поднят всего на 150 м. Великолепный вид в разные стороны города, для лучшего обзора предназначены подзорные трубы, а на каждом из четырех направлений размещены специальные панели с фотографией вида и объяснением, что где находится. К сожалению, все надписи – на французском. Балкон открытый, но затянут сеткой с крупными ячейками – защита от потенциальных самоубийц. Есть лестницы, по которым можно подняться выше. Кстати, и на 2-ой уровень можно подняться по лестнице, но это, конечно, тяжеловато. Мы видим рабочего в каске, страховочным поясом привязанного к железной решетчатой опоре, в руках у него кисть, перед ним ведерко с желтой краской. Приглядевшись, обнаруживаем, что это манекен!

Оглядевшись по сторонам, видим еще несколько манекенов, занимающихся повседневным обслуживанием башни. Еще раз обходим площадку, смотрим в разные стороны, чтобы запомнить прекрасные виды, а для верности еще фотографируем их. Спустившись вниз, встречаемся с другими членами нашей группы. Все активно обмениваются впечатлениями. Подходит гид Алла Захаровна и предлагает желающим прокатиться по Сене на кораблике, который причален поблизости. Лена уговаривает меня присоединиться к ним, но мне почему-то не очень хочется после башни плыть по воде. Мы грустно идем к автобусу, который должен отвезти в отель тех, кто отказался от плавания. И с ужасом видим, что там нет никого из приятных нам людей – только работники образования, а все остальные отправились на корабль с Аллой Захаровной! Мы, не сговариваясь, выскакиваем из автобуса и мчимся к пристани. Успеваем! Наш гид уже покупает билеты и очень радуется, что мы решились, — им как раз не хватает двух человек до льготной групповой оплаты поездки. И вот мы уже плывем по Сене на большом туристском теплоходе-барже. Светит солнце, нас обвевает легкий ветерок, мы проходим под парижскими мостами, мимо проплывают самые красивые места Парижа!

Можно взять специальный телефон, где аудиогид на разных языках рассказывает про окрестности. Можно выйти на солнышко или устроиться под навесом. Плывем мимо набережной, на которой обосновались художники со своими мольбертами и большими зонтами.Играет музыка, мимо проплывают кораблики, и такие же, как наш, и двухпалубные с каютами.

Все улыбаются, машут друг другу! До чего же хорошо! Но все хорошее когда-нибудь заканчивается, мы причаливаем к знакомой пристани, выходим на берег. Алла Захаровна предлагает прогуляться по Марсовому полю и там уже сесть на метро. И дружной веселой компанией мы идем, смеясь и болтая, вдоль зеленого поля, на котором сидят, лежат, едят, обнимаются и целуются парижане, обрадованные прекращением дождя; мимо Эколь Милитэр – Военной школы, комплекса зданий различных военных учреждений Франции в юго-восточной части Марсова поля.

По задумке Людовика XV, здание школы должно было затмить своим величием Дом Инвалидов. Но этот архитектурный памятник – детище блестящего Людовика ХIV, который был построен как приют для солдат, искалеченных в войнах, – конечно, превосходит здание военной школы, его золотой купол освещает весь Париж. Алла Захаровна рассказала нам историю Дома Инвалидов, в котором теперь находится один из крупнейших в мире военных музеев и в соборе которого покоится прах Наполеона I. За разговорами мы незаметно дошли до входа в метро. И вот мы едем домой, радостно возбужденные, усталые от обилия впечатлений и свежего воздуха. Уже после 12 часов ночи попадаем в отель и засыпаем до следующего утра.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ

Если эта статья Вам понравилась или помогла – поделитесь ею с друзьями в социальных сетях, кнопки «Нравится» находятся ниже.

Связанные с этим материалом заметки:
Моя мечта – Париж! Часть I. Три страны, три города
Моя мечта – Париж! Часть III. Париж под солнцем
Что посмотреть в Париже за 5-7 дней?
Аэропорты Парижа. Как добраться до города
Лучшие рестораны Парижа
Самые знаменитые кладбища Парижа

Полезные ссылки:
Найти и дёшево купить авиабилеты в Париж
Заказать трансфер в Париже из аэропорта до города (и обратно)
Бронировать отель или апартаменты в Париже
Найти и забронировать самые необычные экскурсии по Парижу и пригородам
Оформить онлайн страховой полис путешественника

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

  • Ирина Федорченко

    26.02.201914:43

    Читала и вспоминала, как мы с мужем в 1994 году полетели в Париж праздновать его день рождения. Город красивый, интересный, но уже тогда Монмартр и площадь у Сакре Кер были заполнены приставучими и прилипчивыми арабами, африканцами, торговавшими всякой ерундой. Захотелось посмотреть свои фотографии того времени...Навеяло. Но мне показалось, что эта статья во многом напоминает материалы путеводителя, а не личные ощущения и восприятие Парижа. Кроме того, показалось, что слишком много Аллы Захаровны. Только её имя мелькает в тексте около 10 раз, не говоря о словах: наш гид, экскурсовод, сопровождающий... Нам с мужем было там интересно, но слова "увидеть Париж и умереть" не показались справедливыми. Как и "Париж стоит обедни". Восторгов особых не было и умирать не захотелось, желание поехать туда ещё раз не возникло.
    1. Наталия Кутенина

      26.02.201921:19

      Автор: Ирина Федорченко
      Читала и вспоминала, как мы с мужем в 1994 году полетели в Париж праздновать его день рождения. Город красивый, интересный, но уже тогда Монмартр и площадь у Сакре Кер были заполнены приставучими и прилипчивыми арабами, африканцами, торговавшими всякой ерундой. Захотелось посмотреть свои фотографии того времени...Навеяло. Но мне показалось, что эта статья во многом напоминает материалы путеводителя, а не личные ощущения и восприятие Парижа. Кроме того, показалось, что слишком много Аллы Захаровны. Только её имя мелькает в тексте около 10 раз, не говоря о словах: наш гид, экскурсовод, сопровождающий... Нам с мужем было там интересно, но слова "увидеть Париж и умереть" не показались справедливыми. Как и "Париж стоит обедни". Восторгов особых не было и умирать не захотелось, желание поехать туда ещё раз не возникло.
      Ир, а у нас "приставучих и прилипчивых" было даже больше на Трокадеро, чем на Монмартре))) Про некоторую "путеводительность" ты, наверное, права, просто хотелось не просто обозначить какие-то места, а дать про них немного информации, тем более не все личное удалось вспомнить. Я удивляюсь, как мне вообще удалось восстановить ту поездку, только по фото и по памяти! Я даже про количество дней никак не могла вспомнить! Но про козу и манекен на Эйфелевой башне всё-таки не забыла! Этот день был таким наполненным (с 8 утра до 12 ночи), что впечатления наслоились одно на другое, их трудно разнести. А Алла Захаровна действительно была хорошим гидом, без неё мы многого не увидели бы. Но я знаю, что ты не любишь, когда в путевых заметках слишком много пишут про конкретных людей))) А в целом - спасибо за отзыв, ты ведь всегда пишешь, что думаешь. А я читаю и на ус мотаю!
  • Марина

    04.04.201911:15

    Замечательный калейдоскоп впечатлений!!! Но приехать в Версаль и не иметь времени зайти во дворец - кошмар, это же настоящая пытка для любознательного путешественника! Понятно, почему многие люди (я - в их числе) предпочитают самостоятельный туризм. Спасибо за подробный рассказ! Желаю автору в будущем ещё много интересных и вдохновляющих путешествий!
  • Елена

    04.04.201911:47

    Прекрасный рассказ о прекрасном путешествии! Несмотря на то, что это был, как я понимаю, "пакетный" тур, автор смогла ощутить всю прелесть Парижа, и это замечательно! Мне кажется, что по складу характера Вы - всё же больше "самостоятельный" (а не групповой) путешественник. Удачных Вам поездок в будущем!