21.02.2019 Ирина Федорченко Европа, Страны, Швейцария
Комментариев: 6
Просмотров: 1339

Швейцария. Часть I. Лугано

Рассказ о путешествии хочется начать с подготовки. Думается, что это будет полезно для тех, кто ещё только собирается в какую-то поездку. Как правило, январь-февраль уходят на совместные обсуждения за чашечкой кофе о том, куда ехать. В 2012 году мы долго не могли принять окончательное решение. Стрелка компаса всё время колебалась, указывая то на Австрию, то на Швейцарию. Победа осталась за Австрией. В этом году, помимо Швейцарии, выплыла идея поехать в БеНиЛюкс. Но было бы нечестно опять отложить Швейцарию «на потом», и решение было принято. Сомнения возникали каждый раз из-за дороговизны этой страны. Тут дорого всё: транспорт, гостиницы, питание…  Ну, затянули потуже пояса и стали изыскивать возможности поэкономить,  насколько возможно.

Интернет забит отзывами тех, кто уже побывал здесь. Спасибо им. Многие отзывы оказались бесценными. Кроме того, большую помощь своими советами оказала нам Галя Ильина – бывшая виртуальная, а теперь реальная, замечательная подружка, которая постоянно живёт с семьёй в Лугано. По её совету мы нашли трёхзвёздочные гостиницы в Лугано и Люцерне, где запланировали прожить по неделе, выезжая в разные города и веси на один денёк. Авиабилеты были куплены в конце марта. На этом мы тоже сэкономили. Готовясь к поездке, мы «разведали», что до первого пункта нашего швейцарского вояжа города Лугано ближе и удобнее всего добираться от Милана. Милан, конечно же, город итальянский, но шенгенская виза убирает все препятствия на пути путешественников. А вот ближайший аэропорт от места нашего следующего пребывания города Люцерна находится в Цюрихе. Логично, не правда ли, дорогие читатели, улетать в Москву из этого сАмого Цюриха. Но вышло нам «стоп». «Аэрофлот – российские международные авиалинии» такую цену заломил за билеты, если въезжать и выезжать из разных мест, что мы решили, что лучше уж мы вернемся на поезде в Милан, потратив на это 4 часа, а сэкономленные деньги потратим на что-нибудь… Не так жалко денег, хотя и их тоже, как мучает вопрос – за что? В апреле были забронированы гостиницы. В некоторых отчётах мелькало слово «Свисспасс». Было понятно, что это что-то типа проездного на все виды транспорта, который даёт большую скидку на проезд и бесплатный вход в музеи. Тут тоже советы Галины были неоценимы. Мы, конечно, обратились за советом и в наше любимое турагентство. И …УРА!… Этот Swiss Pass оказалось возможным купить в Москве, получив его вместе со всеми документами на поездку: визой, ваучерами, страховкой и пр.

Список вещей на потрепанной бумажке составлен лет 30 назад. Постоянно приходится вносить в него изменения. Например, вычеркнула кипятильник, а вписала зарядные устройства. Несколько лет назад вписан был мобильник, о котором раньше слыхом не слыхивали. Обязательным пунктом списка стоят кроссворды. Надо бы брать с собой СКРАББЛ, чтобы развлекаться вечерами, но появляется проблема лишнего веса. Это самое противное. Сначала набираешь миллион вещей: как же без этой блузочки? А вот ещё эти туфли, а… а… Потом постепенно убираешь всё, что можно в шкаф, оставляя только то, без чего нельзя обойтись… Потом в «свободный» уголок пихаешь ещё что-нибудь из шкафа… В чемодан складываем всё лёгкое, на себя надеваем тяжелое: джинсы, жакет, обувь на случай дождя… Сто раз проверяем: все ли документы в порядке, не забыли ли чего-нибудь. «Ой, блокнот и ручку, чтобы записывать интересное, ой, зонт не забыть бы…» Помню, как прошлым летом болела спина из-за тяжелого чемодана. Нынче взяла сумку, чтобы ограничить себя. Ну, всё собрано. Последняя проверка: на месте ли деньги, документы, фотик, телефон, зарядные устройства… Галя прислала подробнейшее описание, как передвигаться от МАЛПЕНСЫ (аэропорт в Милане)

до Лугано. Да, да, не удивляйтесь. Лететь нужно до итальянского Милана, а оттуда до Лугано автобусом. Инструкция на самом видном месте, хотя уже выучили наизусть, что из а/п выход № 4… На этот раз мы строим свой отчёт в форме дневника, а не географически, как раньше.

19 июля, пятница. Первый день

Вот и ночь отлёта… Три часа утра. Спускаюсь во двор, где уже ждёт такси. Пока водитель грузит мою сумку и выезжает из открывшихся ворот, подходит Таня. Загружаемся и в путь. Ночью Москва свободна. Доезжаем до Шереметьево минут за 30-35. Пока ждём посадку, Таня вдумчиво изучает книгу «Швейцария», стараясь как можно больше запомнить. А я читаю и перечитываю Галины советы, как добраться до гостиницы. Посадка, взлёт, приземление, получение багажа. Итак, мы в Милане, в аэропорту Малпенса. Отсюда нужно ехать в Лугано автобусом. Идём по азимуту, проложенному Галиной, к выходу № 4. Боже, какая жара! Первому же попавшемуся водителю произносим заветный пароль «Лугано» и получаем отзыв – широченную улыбку и жестикуляцию, показывающую направление к нужной остановке. Он же говорит, что нам нужен автобус № 21.

Проходим шагов 10, и не успеваю спросить ещё раз, как к нам подскакивает ещё какой-то водитель и, улыбаясь, подводит нас к нужной остановке. Можно подумать, что они все как раз нас и ждали, сгрудившись тут. Точно по расписанию отправляемся в путь. Ура! Приехали! Теперь нужно найти фуникулёр, который увезёт нас вниз, на главную улицу города Via Nassa.

Вокзал находится над городом. Впрочем, искать, в нашем понимании, совсем не нужно. Все улыбаются и с готовностью показывают жестами, как пройти или даже провожают. А пройти-то всего 10 шагов. «И я достаю из широких штанин…» Ой, не штанин, а сумочки, и с важным видом показываю на входе в вагончик фуникулёра СВИССПАСС! Сезам, откройся! И он открывается. Платить не нужно ВООБЩЕ! Вагончик тронулся, фуникулёр «фониколаро» отправился. Две минуты, и мы внизу. Идём, катя свои пожитки, по улице, следуя бесценным указаниям Гали. Ага! Вот и фруктовый базарчиктеперь чуть-чуть правее и вперёд. Кажется, что так далеко и долго, спрашиваем у водителя пикапчика «Интернационал»? (так называется наша гостиница, «International au Lac Historic Lakeside Hotel»), – улыбка до ушей в ответ «Интерначионале?» и указующий жест. Потом мы проходили весь этот путь за пять минут. Гостиница к вокзалу ближе, чем метро «Киевская» до моего дома. Вот и гостиница. На набережной озера Лугано.

Ах, как всё красиво снаружи и внутри! Заселение происходит после 15:00, а сейчас 11:00, но администратор в рецепции предлагает нам подождать в холле на 2-м этаже полчаса. В 11:30 мы получаем ключи от номера! Вот оно, счастье!

Шлю любовную СМСку Гале. В ответ получаем приглашение на прогулку по городу в 16:00. Ура! В 15:50 стоим у входа. Увы, Все проходят мимо. Подъезжают и отъезжают какие-то машины и всё не к нам. Есть ещё три минуты. Ко входу подъезжает очередная машинка, из неё выпархивает барышня лет 20-25 в невообразимом наряде. Мы ждём Галю, не обращая внимания на девицу, но она улыбается и идёт к нам. Ой, как она похожа на Галины фотографии…  При ближайшем рассмотрении видим, что она постарше. Лет 40, но не больше. Вот как консервируют наших женщин в Швейцарии!  Жара градусов 30, но мы внемлем рассказу Гали (я отвлекаюсь на фотографирование, слушая одним левым ухом. Правое всё равно не слышит). Два часа пролетели, как 15 минут. Эта экскурсия была просто неоценима: мы запоминали, на что обратить внимание в последующих самостоятельных походах по Лугано, как пройти в разные части города, где причал… Из рассказа Галины узнаем, что находящаяся рядом с нашей гостиницей церковь Девы Марии Ангелов – старая францисканская церковь, знаменитая фресками Бернардо Луини, ученика Леонардо Да Винчи.

Какая-то информация была в головах из Интернета, из Таниной книги, но живой рассказ профессионального экскурсовода, живущего в этом прекрасном городе почти 20 лет, неоценим. Галя спешит домой к мужу Энцо и очаровательному, умному, доброму, пожилому и ласковому псу Винни.

Расстаёмся с Галей у вокзала. Мы спускаемся по фуникулёру вниз, на фруктовом базарчике покупаем арбуз на ужин и Таня выбирает огромный Сеньор-Помидор. Овощной базар, действительно, впечатляет.

Меня больше всего поразило изобилие всяческих листовых салатов, видов 15, не меньше, все свежайшие, не вялые, призывно-зеленые. А ещё помидоры, особенно один сорт — огромные, красные, со складочками на макушке. Продавец говорит нам, что этот сорт называется «Роза Сицилии». Душ, койка, разгадывание кроссвордов – О! Сколько в них интересного – и сон! Впечатлений для первого дня много, да ещё и ночь не спали, практически.

20 июля, суббота. День второй

Раннее утро. Завтрак начинается в 6:30, но у Тани «Наполеоновские» планы – ежедневно до завтрака плавать. Как оказалось, в озере плавать нельзя, но при гостинице есть бассейн. Идём во внутренний дворик неописуемой красоты.

Оттуда, поднявшись по лесенке, попадаешь в открытый бассейн. «Лягушатник» – категорически заявляет Таня и отказывается там «плавать». Ах, какое разочарование…

По субботам в Лугано работает блошиный рынок. Не знаю, как вы, дорогие читатели, но я обожаю бродить по блошиным рынкам… Это так интересно. Каждая вещь там – история чьей-то жизни… В 10 утра мы были там. Бродим вдоль палаток.

Некоторые продавцы ещё только раскладывают свой товар. Вдруг я делаю стойку. Необыкновенно изящная статуэтка мальчика с собакой. Хочу, хочу, хочу… Но мы только что пришли, и с ним ходить неудобно, он сантиметров 30 высотой… Что же делать? Сначала торгуюсь, потом плачУ, объясняю, что заберём через час или два. «Конечно, конечно, я буду тут до четырёх часов» – говорит хозяйка и заворачивает МОЕГО мальчика. Идём по «блошке» дальше. В результате я купила себе бусы из чечевицы, которые можно увидеть на многих фотографиях, а Таня купила красивое ожерелье из жемчуга и розового кварца. А мальчик с собачкой стоят у меня в Москве дома на полке, и я каждый день могу ими любоваться, вспоминая Лугано, Галю, Винни…

Город Лугано потрясает своей красотой, архитектурой, праздничностью… он так красив, что и слова трудно подобрать. Всё звучит однообразно, скучно и блёкло по сравнению с реальностью. От дома до блошиного рынка и потом до парка Чиани и обратно мы шли, любуясь всем, что нас окружало по пути.

После рынка пошли в парк на виллу Чиани. Ах, какая там красота, сколько сортов деревьев, цветов, кустов. Интересна история парка и виллы (об этом позже напишу). Там же расположен и художественный музей,

который, к сожалению, был закрыт, о чём информировала запись на русском языке:

В парке Чиани цветут магнолии, зеленеют пальмы, благоухают клумбы, кое-где бьют, а где-то и струятся фонтаны.

И даже есть улыбающийся лев.

Ностальгирующим россиянам парк может напомнить летний отдых на Черноморском побережье – и набережная, и влажный, почти морской, воздух, и кусты олеандра и пальмы, и прогуливающиеся отдыхающие, и цвет воды в озере прозрачный сине-зеленый.  Галя прислала СМСку, что после обеда заедет за нами, и мы вместе поедем в Италию, в приграничный город Комо. Забрали на блошином рынке мальчика с собачкой и пошли передохнуть в гостиницу. Но не тут-то было! По дороге нам попалась голова! Почти из сказки, только она лежала, поверженная каким-то рыцарем… Как тут было не похулиганить и не пофотографироваться?

А потом уж в гостиницу, не переставая по пути любоваться красотами Лугано.

Не забывайте, что всё это происходило при жаре 30 градусов!

Немножко отдохнули и отправились в Комо.

Комо — пристанище снобов и модников, поскольку иметь виллу или особняк на этом озере считается очень престижным. В античности виллы на берегу Комо имели Вергилий и Плиний Младший, а в настоящее время — Джордж Клуни, Владимир Соловьёв и другие знаменитости. В разные времена здесь побывало множество известных людей. Стендаль описал Комо в «Пармской обители». Своим присутствием Комо почтили Гёте, Чайковский, Де Мюссе, Лонгфелло, Гейне,… Не удивительно, что не обошли озеро своим вниманием и художники. Например, в 1894 году Комо увлекло Левитана. Мотив озера надолго стал одним его из любимых. Очень интересный город. Очень много старинных зданий.

Галя, уходя по делам, снабдила нас путеводителем по Комо. В нем мы прочитали о великолепном кафедральном соборе, носящем имя Санта Мария Ассунта и посвященном Успению Пресвятой Богородицы, — это главный храм города Комо. Стоящий на живописном берегу озера Комо, этот собор является одним из самых значительных религиозных строений итальянского региона Ломбардия.

Очень часто его называют последним в Италии готическим храмом. Его главной достопримечательностью являются круглое окно- розетка, характерное для готических храмов, и портал, расположенный между статуями Плиния Старшего и Плиния Младшего, уроженцев Комо.

Оглядев собор, быстро нашли статуи Плиния старшего и Плиния младшего, статую Девы Марии над одним из входов в храм, который называется ворота Лягушки. Изображение самой лягушки искали долго, нашли (оно оказалось крохотным!), погладили, как это делали все, входящие в храм через этот вход (примета, что это приносит удачу).

А ещё Комо знаменит тем, что там родился и жил Александр Вольта.

Все помнят уроки физики? А вот как складывалась его жизнь: Алессандро был родом из старинной аристократичной семьи, обитавшей в альпийском местечке Комо (Италия), по окончании колледжа ордена иезуитов ему предстояло стать священнослужителем. Но юный Вольта последовал идеям Джордано Бруно, Галилео Галилея, Исаака Ньютона, Дидро и Вольтера. Точное предсказание Эдмондом Галлеем времени появления на небосклоне очередной кометы окончательно обратило Алессандро к физике. В 1774-1779 преподавал физику в гимназии в Комо. В 1801 году получил от Наполеона титул графа и сенатора. А однажды Наполеон, увидев в библиотеке академии лавровый венок с надписью «Великому Вольтеру», стер последние буквы таким образом, что получилось: «Великому Вольте»… Следует перейти от великого к низменному. Галя пошла по делам, а мы с Таней проголодались и решили перекусить. Следует признать, что такого ванильного молочного коктейля я в жизни не пила. НАСТОЯЩИЙ!!!

Пора было возвращаться обратно, так как в Лугано нас ждало ещё одно чревоугодническое мероприятие! Совсем рядом с домом Гали устраивался праздник общины. О! Это было великолепно! Предлагалась разнообразная еда. Мы выбрали копчёные рёбрышки с пивом и салатами!

Главным событием дня стало знакомство с Галиным уютным домом, мужем, с которым мы мило побеседовали по-английски, и целовашки с Винни – прекрасным, добрым, весёлым псом. Помесью лабрадора и долматина. Увы… за то время, что прошло с написания этого отчёта, Винни не стало. Он теперь в своём собачьем раю, где и мои пёсики…

День закончился великолепно! Его мы прожили не зря! Винни тоже, потому что ему достались остатки от наших рёбрышек! Не в прямом смысле от НАШИХ, а от ужина! Спокойной ночи!

21 июля, воскресенье. День третий

Сегодня мы самостоятельно едем на гору Монте Дженерозе (1700 м). Идём по прекрасной набережной к причалу, где останавливаются кораблики, которые отвозят к фуникулёру на гору.

По дороге вспоминаем прекрасную романтическую и очень грустную легенду о любви и верности. На озере жил красивый лебедь, который выходил на берег и, переходя набережную, прогуливался по скверу. Все проезжающие машины останавливались, давая ему пройти. Так продолжалось несколько лет. Однажды он пришел сюда не один, а с прекрасной подругой. Они стали приходить в сквер вместе. Все любовались на них. Это была прекрасная пара… Но нашёлся лихач, который не остановил свою машину…

Итак, мы пришли на пристань и сели на кораблик.

Видео: https://www.youtube.com/watch?v=ZZsNO08590Q

Билеты на весь транспорт очень дорогие (неоправданно завышены цены, как мне кажется, т.к. в некоторых местах дороги оставляют желать лучшего – заплаты и колдобины). Но у нас есть Свисспасс!!!! Едем бесплатно, как всегда на кораблике и на поезде, как и в большинство музеев! Чтобы вы могли представить себе цены, вот несколько примеров: билет на фуникулёр в виде зубчатого поезда на Монте Дженерозе туда и обратно стоит 84 франка с человека. По свисспассу мы заплатили 50% — т.е. по 42 франка.

Вход в парк «Швейцария в миниатюре – о посещении чуть позже – стоит для взрослого 19 франков. Для пенсионеров – 15 франков. Со скидкой по свисспассу мы вдвоём заплатили не 38 и не 30, а 24 франка с двоих.

Итак: гора Монте-Дженерозо возвышается практически посередине между озерами Лугано и Комо. Западные и южные её склоны принадлежат Швейцарии, а вот северные и восточные – уже Италии. С её вершины открывается потрясающая по красоте панорама на все окрестности вместе с озерами и живописными поселками с их черепичными красными крышами.

А добраться сюда можно по горной железной дороге, ведущей от причала поселка Каполаго (Capolago) в юго-восточной части озера Лугано. Поезд на зубчатом колесе похож на трамвай – провод, дуга, два рельса. Только между рельсами еще специальное приспособление для подъема и спуска. Вагончики ждали нас прямо у причала, но знающие люди обзавелись билетами еще в Лугано, а остальным, – милости просим, пешком до станции Каполаго. Недалеко, но обидно – кто-то едет, а кто-то идёт. Девушка-водитель, она же контролёр, посмотрев на наши разочарованные лица, разрешила нам доехать до станции и там купить билеты, чтобы поехать на Монте Дженерозо. Спасибо ей! Зубчатый поезд довольно резво довёз нас до смотровой площадки на вершине горы.

Видео: https://www.youtube.com/watch?v=E1bXS7gkteA

Не могла не снять забавную просьбу не курить в вагончике.

Сказать, что вид с Монте Дженерозе величественный, значит ничего не сказать. Дух захватывает. А ещё там есть Медвежья пещера, в которой в доооооисторические времена обитали доисторические звери. Но к пещере нужно подниматься всё выше и выше ещё 30 мин. Скорее всего дольше, а 30 минут – это просто рекламный ход, потому что идущая по серпантину дорожка сложна для «просто прогулок». Поэтому Таня просто поднялась повыше, чтобы поснимать.

Мы чувствовали себя покорителями вершин! Ну, как было это не отпраздновать? Тут-то мы и посетили ресторан на смотровой площадке. Спросили у официанта, что он нам порекомендует. Какой-нибудь «горный спечиалитет»? Взяли одну порцию «Биг салата» — принесли огромную миску – почти, как в Германии или Австрии, и рекомендованное официантом блюдо «Тичино». Да, эту одну порцию надо видеть! ТРИ огромных куска мяса, тушеных со специями в вине Мерло, гора поленты (то же, что мамалыга (кукурузная каша), которую я обожаю) и маленькая миска салата.

Ну, это у них маленькая, конечно. Интересный и, пожалуй, забавный случай произошел с нами в тамошнем туалете. Сначала мы пришли в восторг от надписи в кабинке.

А потом испытали некоторый дискомфорт с умывальником. «Умывальников начальник и мочалок командир» никак не хотел включаться. Воды не было, как мы ни изгалялись, пытаясь крутить кран, размахивать руками, нажимать на все возможные и невозможные рычажки… Короче – это был кошмар и пять раз ужас. На нас окружающие дамы взирали, словно мы были… ой, не могу даже подобрать сравнение… пока одна из них не сжалилась и не ткнула пальцем нам… под ноги! Представляете? При нажимании на кнопку ПОД умывальником ногой, происходило чудо и вода начинала литься из крана…

Ну, кто бы мог подумать…

Обратно к поезду, разморенные жарой и обедом, мы шли неторопливо и, когда до остановки осталось уже несколько метров, увидели отходящий поезд. А следующего ждать целый час! Куда подевались наша разморенность и неторопливость! Мы побежали к поезду, отчаянно размахивая руками. И, о чудо! ОН ОСТАНОВИЛСЯ!!!! Дверь открылась, мы поднялись в вагон, в спешке предъявив не те билеты. Мадам, это не те билеты! Ах, извините, вышла небольшая перепутаница. Теперь можно присесть на сиденье и выдохнуть.

Спустились на зубчатом поезде с горы и поплыли на кораблике, но не домой, а до местечка под названием Мелиде, где находится парк «Швейцария в миниатюре», созданный в 1959 году. Ну, что сказать…  Это, конечно, скорее развлечение для детей, а не для взрослых. Все копии сделаны в масштабе 1:25. Мило, но предпочтительнее смотреть на настоящие здания, замки, каналы, кататься на настоящих фуникулёрах…

Видео: https://www.youtube.com/watch?v=TMYQwUpMbV0

Однако мы получили удовольствие, глядя на едущие по «автострадам» машинки, летающие вертолёты, мчащиеся поезда, плывущие кораблики…

Всё работает, движется, «живёт» своей сказочной жизнью. И вдруг в протоке, по которой плавают крошечные кораблики, появляются настоящие рыбины, кажущиеся просто огромными.

И тогда понимаешь масштаб… Для детей это просто сказка наяву… Очень тронула нас миниатюрная копия памятника Суворову в Андерматте.

Жара была несусветная. Каждое движение казалось последним. Как же тяжело путникам в пустыне! Но тут были устроены специальные брызгалки, под которыми можно было постоять какое-то время и насладиться прохладой.

Силы были на исходе и мы, закончив экскурсию, сели на кораблик (не сказочный, а настоящий) и поплыли в Лугано. Вот тут-то нас и ждала засада. Воскресенье! ВСЁ закрыто. Не работают не только магазины, но и кафе и рестораны, которые откроются только к вечеру, а сейчас 5 часов дня…  К счастью по пути встретилась какая-то лавочка, милый хозяин которой сделал нам огромные бутерброды в булках, и мы счастливые пошли в гостиницу, где нас ждали персики, яблоки и помидор. Ну и конечно, кроссворды. В горизонтальном положении мы их разгадывали и смеялись так, что, наверно, было слышно на улице. Вот вам несколько «перлов» для угадывания: «детский писатель из мира животных» (ответ: Бианки). «Тот, кому слал шифровки Юстас» (ответ: Исаев) Самое удивительное, что мистическим образом в кроссвордах было множество вопросов по книге Ю. Семёнова и фильму «17 мгновений …»,  а ведь мы собирались ехать в Берн, в котором предполагалось наличие Цветочной улицы… Как быстро нам уснулось и как сладенько спалось…

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ

Текст: Ирина Федорченко в соавторстве с Татьяной Тагиной
Фото: Ирина Федорченко, Татьяна Тагина

Если эта заметка Вам понравилась, поделитесь ею со своими друзьями и в социальных сетях: кнопки «Поделиться» располагаются ниже

Связанные с этим материалом заметки:

Швейцария. Часть II. Лугано – продолжение
Швейцария. Часть III. Люцерн
Швейцария. Часть IV. Люцерн, Цюрих и Берн
Все заметки того же автора

Полезные ссылки:

Купить авиабилеты в Милан, Цюрих или любой другой город Швейцарии по выгодной цене
Купить билеты на поезд по Европе по выгодной цене
Надёжно и выгодно забронировать отель или апартаменты в Лугано
Заказать трансфер из миланского аэропорта до отеля в Лугано (и обратно)
Выбрать и забронировать самые интересные экскурсии по Швейцарии от местных жителей
Оформить онлайн страховой полис путешественника