27.09.2019 Татьяна Барашева Европа, Литва, Страны
Комментариев: 0
Просмотров: 72

Вильнюс-2019. Часть III. Храмы Вильнюса

Продолжение рассказа о возвращении в город юности автора – Вильнюс. Начало читайте здесь:
Вильнюс-2019. Часть I. Город «низко летающих ангелов». Старое и новое
Вильнюс-2019. Часть II. «Старый город» Вильнюса

Сверни с проезжей части в полу-
слепой проулок и, войдя
в костел, пустой об эту пору,
сядь на скамью и, погодя,
в ушную раковину Бога,
закрытую для шума дня,
шепни всего четыре слога:
— Прости меня.

Это стихи И.Бродского. И написал он их в Вильнюсе. Во все времена, на разных языках и в разных храмах шептали здесь люди Богу эти слова. Столытин и Бахтин, Достоевский и Тютчев, Ахматова и Мандельштам, Качалов и Комиссаржевская…. и миллионы других .

Всего в Вильнюсе насчитывается 65 храмов, 13 из них – православные. Существует легенда, что все они соединены подземными ходами, пока это никто не проверил, но каждый храм имеет свою загадочную и очень разнообразную историю.

Пречистенский кафедральный собор – один из древнейших христианских храмов Вильнюса — основан при великом князе литовском Ольгерде в 1346 году.

Как почти все храмы, собор претерпел достаточно за свою историю: много раз горел, был заброшен и разграблен. Здесь размещали казармы и кузницу, анатомический театр и склады.

Сейчас это действующий храм. По выходным дням здесь можно послушать произведения духовной музыки.

А первым христианским православным храмом Вильнюса является Пятницкая церковь, расположенная в «старом городе».
Место это ритуальное, с глубокими языческими и историческими корнями. Язычники литовцы часто женились на соседских княжнах христианках. В XIV веке князь Ольгерд по просьбе своей любимой жены христианки построил христианскую церковь. Место было выбрано не случайно: здесь у язычников было капище литовского бога пьянства и разврата Рагутиса. Жена-христианка была, разумеется, и против язычества, и против пьянства и решила разрушить развратное место. Так появилась маленькая церковь Святой Параскевы Пятницы, первый в Литве христианский православный храм.

Когда Литва стала католической, православные храмы пришли в упадок, но именно благодаря её необычной истории церковь поддерживали и даже восстанавливали после пожаров. А в начале XVIII века, после победы над шведами, сюда заехал царь Петр I отслужить благодарственный молебен, а заодно и окрестить в православную веру подаренного ему мальчика – эфиопа по имени Ибрагим. Крестными родителями новоиспеченного православного христианина Абрама Петровича Ганнибала стали царь Петр и польская королева. Но не эти имена сделали церковь еще более известной, и скорее всего это событие бы исчезло из памяти народной, если бы не правнук Абрама Петровича, великий поэт А.С.Пушкин.

Гуляя по «старому городу», вы обязательно пройдете мимо костёла Святого Казимира и увидите ворота Свято-духова монастыря.

Свято-Духов монастырь возник в очень нелегкие для верующих времена – в начале XVII века, когда гонения на православных достигли своего апогея. Литвой правил убежденный католик – Владислав Ваза, вернее, не просто убежденный – он был самым яростным католиком из всех литовско-польских королей и князей.

И, как часто бывает, помог случай или провидение. Благодаря находчивости двух сестёр, Феодоры Волович (жена брестского воеводы) и Анны Волович (жена смоленского воеводы) церковь все-таки была построена. Дело в том, что территория Церкви Святого Духа принадлежала двум дамам — дворянкам, чьи мужья большую часть своей жизни посвятили военному поприщу. И, именно благодаря своей принадлежности к голубым кровям, на своей земле женщины могли делать все, что угодно. Поэтому у властей не было никакой легальной возможности воспрепятствовать постройке церкви.

Первоначально она была деревянной. Но в 1634 году по позволению короля Владислава IV на месте старого деревянного был выстроен новый каменный Свято-Духов храм и монастырь. Монастырь впоследствии стал центром православия Литвы.

Костел Святого Казимира

Здесь молился Ф.Достоевский. Ещё совсем недавно, около сотни лет назад, это был православный собор Святого Николая, сейчас же римско-католический костел Святого Казимира принадлежит ордену иезуитов.

Одним из самых интересных элементов костела является купол в виде короны. Корона была «возложена» на храм в 1942 году и представляла собой копию короны князей Великого княжества Литовского. В 1949 году корону сняли. Вернули её костелу после провозглашения независимости Литовской Республики в 1991 году. Увы, видно эту достопримечательность только с большой высоты.

Построенный как католический храм, костел 3 раза менял конфессиональную принадлежность: в 1839 году – в православие, в 1915 – в лютеранство, и в 1917 году он снова стал католическим. Закончили строить в 1604 году. А начиная с 1610 по 1649 четыре пожара полностью уничтожили интерьер. Собор был тюрьмой русских пленных в 1794 году, здесь хранили зерно солдаты Наполеона. В XIX веке собор передали РПЦ. Начали перестройку: добавили луковичные купола, покрыли позолоченной жестью. В 1915 году при немецкой оккупации церковь стала протестантской. Потом снова иезуиты. Костёл пострадал при освобождении Вильнюса. Снарядом снесло центральную и среднюю башню фасада. По всей видимости, уничтожали немецких снайперов. После Второй Мировой войны в советские времена здесь был музей атеизма, что с учётом подобного ряда передач было по-своему логичным. Только синагоги и мечети здесь не было. Это отразилось на интерьере, который находится в состоянии постоянной реставрации.

Недалеко, а в Вильнюсе, как я уже писала, все недалеко, расположен костел Св.Анны, изумительный образец кирпичной готики, один из шедевров мировой архитектуры. Ни одна война не тронула собор. Наполеон, отступающая армия которого, уничтожила и испоганила огромное множество мировых шедевров, приказал поставить охрану от своих же солдат около костела, чтобы его сохранить. Здание, насчитывающее пять веков, кажется таким хрупким и невесомым, что по словам того же Наполеона, «хочется поставить на ладошку и увезти с собой». Слава богу, не получилось…

Многонациональность Вильнюса очень заметна и в разнообразии его храмов.

Только в «старом городе», на очень небольшой площади в течение нескольких минут вы проходите мимо католических, православных, протестантских церквей, базилик, соборов и монастырей. Совсем недалеко синагога.

В «старом городе» мы можем увидеть Василианские ворота,

за которыми находится церковь Святой Троицы или как ее чаще называют — Троицкая церковь. Примечательно, что именно в этом греко-католическом храме богослужения проводятся на белорусском языке, а стиль, в котором он построен — белорусская готика.

Здесь же расположен костёл Святой Терезы, выполненный в стиле барокко, его главный фасад богато украшен гранитом, красным и черным мрамором. Службы на латинском, литовском и польском языках.

И, конечно, одна из главных, если не самая главная достопримечательность Вильнюса, не только памятник архитектуры, но и объект религиозного значения — Ворота Аушрос, или Острая брама.

В начале 16 века Вильнюс окружили крепостной стеной с 5 воротами, из которых до наших дней сохранились только одни — Острая брама. Происхождение названия до сих пор обсуждается. Некоторые историки связывают его с князьями Острожскими, другие считают, что стена просто-напросто была усажена длинными железными штырями. Литовское наименование гораздо поэтичнее — Аушрос, то есть «Ворота Зари», но и здесь неувязка, ведь направлены они не на восток. Однако точно известно, что на втором уровне ворот располагается часовня с чудотворным образом Матери Божей Икона была подарена литовскому князю Ольгерду византийским императором Иоанном Палеологом, и поклониться ей до сего времени ежедневно приезжают тысячи паломников со всего света.

Анна Ахматова была здесь на Рождество 1914 года, провожала мужа Н.Гумилева на фронт Первой мировой войны, а потом молилась у Острой брамы за его жизнь и здоровье. И судьба пощадила поэта. Вражеская пуля его не убила…

И еще об одном храме Вильнюса надо обязательно рассказать. Это костёл Святых Петра и Павла.

Храм необыкновенной красоты и изящества внутри, легкий и белоснежный, словно противопоставление человеку, по чьей воле он был построен.

Великий гетман литовский Михаил Пац (Миколас Пацас), был скор и на расправу, и на любовь. Его жестокость и любвеобильность стали притчей во языцех среди современников. Видимо, ему было, что замаливать. Его жестокость стала причиной вспыхнувшего бунта. С верными людьми гетман укрылся в развалинах и стал молиться о том, чтобы их не нашли. Разъяренные солдаты прошли мимо, и в благодарность Богу он пообещал возвести прекрасный храм.

Основатель храма не дожил до окончания работ по украшению храма. Но, желая искупить свои грехи, завещал похоронить себя под входным порогом, чтобы все входящие в храм топтали его. Однако, его же собственные солдаты шутили, что сладострастный гетман просто хотел и после смерти заглядывать женщинам под юбки. На надгробной плите было написано «Здесь лежит грешник». Через сто лет в нее ударила молния, и плита раскололась, поэтому сейчас вмурована в стену справа от входа.

Внутри храма есть символический путь от начала до конца жизни. Он начинается слева от входа и, проходя по периметру, заканчивается аллегорией смерти – скелетом с косой. По изображению видно, что перед смертью все равны.

Ф.Тютчев, воспевал золотые маковки здешних православных церквей:

Над русской Вильной стародавней
Родные теплятся кресты —
И звоном меди православной
Все огласились высоты.

У каждого человека свои отношения с религией, и, наверное, своя вера. Я — человек неверующий. То есть я, конечно, бегаю в церковь шепчу слова Богу и ставлю свечи, когда «прижмет», пеку куличи на Пасху, но того состояния души и ощущения мира, которые, на мой взгляд, должны быть у верующего человека, у меня нет. Да и взяться им неоткуда. Я выросла в семье атеистов и люблю свое пионерское детство. И все же…, одним из самых ярких воспоминаний детства были тайные вылазки на крестный ход.

Сюда, в маленькую уютную церковь Святых Константина и Михаила рядом с домом, на улице, названной в честь известного литовского просветителя Йозаса Басанавичюса, тайком бегали мы компанией школьников. Это было красиво, таинственно, необыкновенно, а, главное – запрещено. Тайком, конечно, не получалось. Все всё знали, но все делали вид, что ничего не знают, а мы делали вид, что никуда не бегаем.

Все это и ещё многое другое вспоминаем мы с подружками при встрече под сенью древнего собора. Как прекрасны эти часы! Ни годы, ни расстояния не в силах стереть из памяти радостные события детства, которые сдружили нас навсегда.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ

Если эта статья Вам понравилась, поделитесь ею со своими друзьями и в социальных сетях: кнопки «Поделиться» располагаются ниже

Связанные с этим материалом заметки:

Вильнюс-2019. Часть I. Город «низко летающих ангелов». Старое и новое
Вильнюс-2019. Часть II. «Старый город» Вильнюса
Вильнюс-2019. Часть IV. Ужупю республика
Все материалы того же автора

Полезные ссылки:

Купить авиабилеты в Вильнюс по выгодной цене
Купить билеты на поезд в Таллинн по выгодной цене
Купить автобусные билеты в Вильнюс по выгодной цене
Надёжно и выгодно забронировать отель или апартаменты в Вильнюсе
Выбрать и забронировать самые интересные экскурсии от местных жителей по Вильнюсу и пригородам
Оформить онлайн страховой полис путешественника

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Теги: