13.11.2019 Наталия Каретникова Россия, Россия и СНГ, Страны
Комментариев: 2
Просмотров: 54

Легенды и предания Дмитровского края

Продолжение материала о подмосковном городе Дмитрове. Начало читайте в заметке Дмитров вчера и сегодня.

Предания — рассказы исторического содержания, народная и историческая проза. Исторические предания — особый вид устного народно-поэтического творчества. Цель таких сказаний — закрепить и сохранить для потомков память о наиболее важных событиях в жизни рода и племени.

Ведь легенды и предания – живой жанр. Они окружают нас и по сей день. И слухи, которые рождает и разносит современная молва, в будущем вполне могут дойти до потомков диковинными историями.

Дмитровский край до сих пор хранит в себе немало тайн и загадок. Известно, что в Дмитровском районе Московской области древние городища были в населенных пунктах Дмитров, Жестылево, Ильинское, Кикино, Новосиньково, Парамоново, Синьково, Тараканово и многие другие. Вот  несколько преданий, которые тонкой нитью соединяют нас с историей земли Дмитровской.

И начать рассказ хотелось бы с наиболее давних преданий о культовых камнях Дмитровского уезда. «На море, на Океане, на острове Буяне есть камень Алатырь, никем не ведомый, под тем камнем сокрыта сила могучая, и силе той нет конца…» Такими словами начинается большинство старинных русских заговоров. Однако, на карте мира нет точных координат моря-океана и острова Буяна, народы средневековой Руси наделяли особыми свойствами практически все крупные валуны, расположенные около деревень.

Территория Дмитровского края всегда давала почву для воображения. Любой крупный камень-монолит привлекал внимание, а острое желание чудесного у местных жителей зачастую превращало каменную глыбу в объект поклонения. Наши предки часто почитали камни, особенно большие валуны. Многие камни считались священными. К ним приходили с самыми разными просьбами: об избавлении от недуга, об удачной охоте, о хорошем урожае.

Многие слышали о священном Синь-камне, расположенном на берегу Плещеева озера, близ Переславля-Залесского. В Дмитровском городском округе Московской области находится его «младший брат» — Киндяковский камень, называемый также Шутовым. Это небольшой серый кварцит длиной чуть менее 1,3 метров.

Известный русский историк Василий Никитич Татищев, ссылаясь на Иоакимовскую летопись, описывает весьма загадочный эпизод в истории северо-востока Руси: «Однажды по реке Кимерше в последнюю декаду июня, не исключено, что  в саму ночь летнего солнцеворота, на «Ивана – хорошие травы, когда траву первый раз закашивают», приплыл к людям камень, и сам выбрал место, где ему лежать… Он приплыл против течения и стал почитаться у народа как священный. Вокруг него стали устраиваться ритуалы. Со временем он стал известен как исцеляющий и дарующий силы».

Это небольшой серый камень чуть больше 1 метра длиной и полметра шириной. Рядом – деревня Киндяково. Поэтому камень получил название Киндяковского. Еще одно его название – Кимершинское святилище. Лежит он в лесном болотистом месте у безымянного ручья около речки Кимерши.

А еще Киндяковский камень умеет двигаться. Вот, что рассказали жители соседнего села Турбичево: «Однажды один ушлый крестьянин затеял строить новый дом и решил, что для такого дела может вполне пригодиться чудо-камень, что лежит неподалеку в лесу. Под вечер камень притащили в село. А наутро камень исчез, как будто его и не было вовсе, и вернулся на свое место. Попробовали еще раз – повторилось то же самое. Более испытывать судьбу и гневить древних Богов никто не решился. К тому же за подобное можно было схлопотать и вполне реальную взбучку от односельчан, почитавших камень за целительную силу. И тогда поняли люди – камню место в его родном лесу».

Этот камень ещё называют Шутовым камнем. Лес вокруг него уже после крещения Руси прозвали Шутовым. В Толковом словаре В. Даля даны различные значения слова «шут»: черт, всякая нежить, домовой, леший, водяной, водява лопаста, русалка. Таким образом, с приходом христианства древнее святилище и место вокруг него демонизировалось, объявлялось нечистым. Камень тот  измерен специалистами, данные опубликованы. Длина – 1,3 метра, ширина – 60 сантиметров. По бокам видны две четкие, ровные, словно отесанные, грани. Историк Платов утверждает, что валун – дитя природы ледникового происхождения. Камень под деревней Киндяково местные жители называют еще Шутовым камнем. И назвали его так не без основания. Якобы в этом лесу, где лежит камень, всякий человек, даже хорошо знающий местность, начинает плутать, терять дорогу. Так почему же все-таки Шутов? Обратимся к исторической ссылке Антона Платова. «Шут – как пишет Платов, — это не только кривляющийся придворный, но еще и бес». Или вспомним народные поговорки: «шут с ним!», «шут его знает!» Слово шут здесь употреблено в значении «черт», «бес». А от беса, как известно хорошего не жди.

Есть и свидетельство загадочности Шутова леса. Однажды житель деревни Космынка, заядлый лесник, охотник, знаток всех близлежащих родников, зимой пошел резать лозу для корзин и, возвращаясь, не смог найти дорогу домой. Присев отдохнуть, уснул. Вдруг по его плечу постучал палкой какой-то старичок и спросил: «Что ты тут спишь?» «Да вот, заблудился!» — ответил удивленный лесник. «А блудить и нечего, вон дорога». Лесник посмотрел и увидел прямо перед собой выход из леса. Обернулся, было отблагодарить старца, а того и след простыл».

Шутов камень относится к категории камней-исцелителей. Исследователь Ю.М. Золотов пишет о Киндяковском камне следующее: «Он имел славу целителя от всяких болезней, но более всего – от детских. Сюда несли тяжелобольных детей и проделывали следующее. Чтобы испытать магические свойства камня, сначала нужно набрать воду в стакан в небольшом лесном ручье. Затем эту воду полить на камень и аккуратно собрать ее снова в стакан. И только соприкоснувшись с холодной поверхностью валуна, вода становится лечебной. Этой водой, считавшейся целительной, чудодейственной, омывали больное дитя, надевая после этого на него новое белье. Народная молва утверждала: «если ребенку суждено жить, то сразу после омовения он пойдет на поправку, а коль суждено умереть – быстро зачахнет».

В последнее время известность Киндяковского камня вновь растет. Даже издалека сюда приезжают люди, чтобы провести обряд исцеления или попросить об исполнении желания. Но есть и еще версия: нужно смочить стекающей с камня водой лоскут или какую-то часть одежды и оставить у камня. По мере того, как будет истлевать лоскут, будут пропадать и болезни. В настоящее время все ветки деревьев и кустов и даже трава вокруг увязаны разноцветными ленточками и предметами одежды. Говорят, что наиболее всего возрастает сила камня на Купалу (в ночь с 6 на 7 июля).

По ещё одному преданию «…на юго-западной окраине леса Шутова известно место, где якобы “провалилась” церковь, и на Пасху можно, дескать, слышать благовест ее колоколов, доносящийся из-под земли». Местные жители утверждают, что действительно слышали об этом.

Есть предания, по которым Киндяковский камень считают частицей Алатырь-камня. Но многие научные сотрудники дмитровского музея-заповедника уверены, что это неправильная версия хотя бы потому, что этот камень находится слишком далеко от границ древнего города Дмитрова. К тому же, по преданиям, осколки Алатырь-камня замуровывали или в стены древнего города, или закапывали под стенами. А раз настоящий осколок Алатырь-камня не найден, то почему бы не приписать его славу любому другому валуну? К тому же в русских народных традициях часто упоминается Алатырь как белый «опаляющий» камень, камень «белого света», «всем камням отец», что не соответствует внешнему описанию Киндяковского камня, даже если тот был бы его осколком. Но это уже следующая легенда.

Как добраться до Киндяковского камня

На машине: по Рогачевскому шоссе до поворота на Турбичево. Далее до деревни Киндяково. Справа будет дорожный знак «Примыкание второстепенной дороги справа». Около него — тропинка в лес, далее по мостику через Кимершу, затем по тропинке в лес.

Общественным транспортом: автобус №50 (Лобня – Дмитров — Рогачево), ходит с интервалом 1-2 часа. Далее пешком около 3 км (если автобус не заходит в Турбичево).

Частое упоминание бел-горюч Алатырь-камня в древних заговорах, легендах и мифологических текстах славян говорит о том, что сам камень или некий его прототип существовал в реальности! Но в таком случае на географической карте России должно существовать месторасположение этого легендарного камня. Древнее предание гласит: «В далекие времена прибыли на Москву странники от самого Белого моря и принесли с собой бел-горюч камень Алатырь. Камень был разбит на девять частей. По легенде, в основе границ Московии лежат эти девять осколков камня Алатыря. Русские верят, что нет на свете более могучего оберега, нежели осколки Алатырь-камня от войны и иноземного нашествия, а также от мора и других злых бед». И схоронены они в стенах девяти городов: Коломна, Серпухов, Дмитров, Сергиев Посад, Волоколамск, Верея, Наро-Фоминск, Можайск. Девятый город указывается в разных источниках по-разному: это и Тула, и Звенигород, и Боровск, и Руза.

Предание о «Девятерых странниках» с севера сохранилось в нескольких источниках. «А пришли добры странники в Московскую землю от Белморя. И принесли с собой бел-горюч Алатырь-камень, похожий на большой плоский камень с девятью углами. И ходили они по святым и славным местам и по всему «девятиуголью» и милостиво открывались пред ними врата монастырские. И ведали добрые старцы, будто идет на землю Московскую вражья рать неисчислимая и надо-де укреплять «девятиуголье». И встать-де должны крепью неодолимой Дмитров да Троице-Сергиев монастырь, Волоколамск да Звенигород, да с ними вместе Руза, Можайск, Верея, Серпухов, Коломна».

Далее в легенде говорилось, что старцы, с одобрения настоятелей монастырей, разбили на девять частей принесенный ими осколок Алатырь-камня. Затем эти осколки они закопали. Места, где зарыты эти артефакты назывались «центром изначалья» города. И, по преданию, пока осколки Алатырь-камня будут лежать в земле, города не умрут.

Изначально, «девятиуголье» должно было охранять Москву от набегов вражьей рати. Позднее, возникло поверье, что если совершить паломничество по городам «девятиуголья» и помолиться в местных монастырях, то к человеку вернется молодость, исчезнут болезни и укрепится дух. Сюда входят: Старо-Голутвин в Коломне, Высоцкий в Серпухове, Спасский под Вереей, Пафнутьев — Боровский, Лужецкий в Можайске, Саввино-Сторожевский в Звенигороде, Иосифо-Волоцкий под Волоколамском, Борисоглебский в Дмитрове и Троице-Сергиев монастырь.

По версиям разных ученых, алатырь-камень мог быть и янтарем (что подтверждает его целебные свойства, и свечение на солнце, и известно, что при горении он становится белым), и метеоритом (что подтверждало его падение с неба, и то, что он сначала был маленьким, а потом, по мере приближения к земле, стал большим), и просто большим белым камнем со множеством надписей на нём. И в настоящее время, ни один известный нам камень в Дмитровском крае не попадает под эти описания.

Если внимательно приглядеться, в Подмосковье можно найти немало следов язычества и древних культур.

Деревянный идол

Многие православные храмы стоят на месте древних святилищ. Почитание родников также идет с дохристианских времен. Орнаменты наличников, узоры ручников сохранили традиционные мотивы. Сохранились языческие курганы. Так что старая вера никуда не ушла.

Каменный фаллос

Не так давно список древних дмитровских камней пополнился ещё одним экспонатом. Вернее, экспонат этот был утерян, осталось лишь предание, предание о камне воеводы Лужина. Есть в Дмитровском уезде деревня Григорково. В стародавние времена было там имение дмитровского воеводы Лужина. В 1850 году известным художником Алексеем Саврасовым в имении его покровителя И.Д. Лужина Кузьминки близ станции Влахернская (ныне – Икша) в окрестностях Григоркова была написана картина «Камень в лесу у разлива». Художник запечатлел огромный камень, на котором среди деревьев, на фоне синего неба, стоят, заглядывая в тенистый овраг, два ребенка: барчук, сын владельца усадьбы, и деревенский мальчик, сын кормилицы в семье Лужиных. (Первоначально принадлежавшая Лужину, работа уже в советское время хранилась у потомков этого самого мальчика и лишь в 1949 году была приобретена Третьяковской галереей.)

Картина  «Камень в лесу у «Разлива», Саврасов, 1850

Мегалит, изображенный на полотне, имеет весьма значительные размеры, относительно других известных камней Дмитровского и окрестных уездов. По преданию, это был древний почитаемый камень. Не исключено, что и на месте древнего капища или ином Месте Силы.

К сожалению, место нахождения подобного огромного камня в тех окрестностях утеряно. И современным жителям Дмитровского района оно пока неизвестно.

Есть предание и ещё об одном камне. Это «Дюденев камень». На сей раз, оно связано с происхождением названия населенного пункта, а конкретно посёлка Деденево, что находится недалеко от Яхромы. Предание гласит, что здесь в 1295 году закончил свой исторический путь золотоордынский царевич, ханский брат Тудан, или, в славянской языковой традиции, Дюдень, который знаменит преимущественно «Дюденевой ратью». Дюдень выступал на стороне князя Андрея Городецкого, оспаривавшего власть у своего старшего брата, Великого князя Владимирского Дмитрия. Успел хан разорить Муром, Владимир, Суздаль, Коломну и Москву, а вот под Дмитровом ничего у него не получилось. На могиле завоевателя поставили камень с надписью «Дюдень» или «Дедень». Отсюда и пошло название – Деденево.

О мегалите в районе Деденево многие наслышаны, что он огромный, и под ним искали сокровища похороненного хана. Этот камень подкапывали, но он от этого проседал под огромной своей тяжестью всё глубже и глубже. Так ничего под ним и не нашли… Говорят, находился он в районе деревни Свистуха. Земли там уже после войны нарезали под дачи, и хозяин одного из коттеджей закопал этот камень поглубже в грунт на своём участке, чтобы он не мешался. Так и пропала историко-культурная достопримечательность «районного масштаба». Наравне со знаменитым «Шутовым Камнем» мог бы и этот камень стать «знаменитым». И, видимо, был в древности таковым, пока не достался такому нерадивому «владельцу», которому он помешал и был закопан с глаз долой. Печальная история…

В Яхроме некоторые старожилы помнят про «Синий» камень. Он расколот надвое. Это было в лесу, на лесной дороге Жуково-Ковшино, рядом с ручьём Рокша. В прошлом веке место даже так и называлось – «Синий Камень». Хотя очевидцы говорили, что Камень этот вроде был обычный серый. Но «Легенды о Камне» на этом не заканчиваются. Они имеют продолжение, но всему своё время. Видимо, пока ещё рано все карты раскрывать. Может, конечно, Камень сам открыться пожелает. Такое ведь бывает…

Предания о подземных ходах

На Руси издревле было традицией строить тайные подземные ходы, которые служили дворянам и купцам разную службу. Их использовали, чтобы тайно покидать владения, в них прятали сокровища, замуровывали недругов, проводили тайные обряды. И раз имеется где-то барский или поповский дом (или хотя бы фундамент от него) — обязательно вам расскажут старожилы, что «из подвалов дома к церкви ведет подземный ход, продолжается он и дальше, но потом ход завалили, чтобы ребятишки не терялись» — и так далее… Не обошли стороной истории о тайных ходах и Дмитровский край и сам город Дмитров.

По одной легенде считается, что бывшую Спасскую (Пятницкую) церковь (сейчас там располагается Управление по делам молодежи) и гостиницу купца Суходаева (современное здание администрации) некогда связывал подземный ход. Возможно, это и так. Но выяснить подлинность этой легенды пока не удалось. То же можно сказать и про многочисленные легенды о монастырских подземельях. Как правило,  монастыри основаны в давние, весьма нестабильные времена и традиционно служили двойному назначению: помимо духовной миссии, играли и роль укрепленных пунктов.

В Дмитрове знают легенду о подземном ходе, связывающем Никольский храм в селе Рогачево и Николо-Пешношский монастырь, расположенный в 5 километрах от него. Говорят, что его засыпало взрывом бомбы во время войны. Очень похожи на начало подземного хода тепловые тоннели, которые находятся под полом этого храма.

Множество преданий посвящено и тому, как возникли те или иные географические названия Дмитровского края.

Наиболее известным для жителей Дмитрова и окрестностей является красивое предание, связанное со стародавними временами, согласно которому, к появлению названия реки Яхрома причастна супруга князя Юрия Долгорукого. Якобы она, пребывая на охоте с мужем, неудачно ступила при переходе через реку, после чего воскликнула «Я хрома».

Есть предание села Ольгово, старинной усадьбы Апраксиных, которое объясняет происхождение названий трех великолепных прудов. История эта звучит так. В одну из дочерей Апраксина был влюблен крепостной крестьянин. Он всячески добивался её любви. Однако девушка понимала, что их любовь просто невозможна. Поэтому она приказала ему выполнить невыполнимое задание: поймать в окрестностях Ольгова трёх птичек – черного соловья, белого соловья и малинового соловья. Бедный юноша напрасно пытался найти и поймать необыкновенных птичек. Когда он понял, что такие птицы не существуют, поймал трех обычных воробьёв и покрасил их. Одного покрасил в черный цвет, другого – в белый, а третьего – в малиновый. Принес их своей возлюбленной. Девушка очень удивилась и стала ждать прекрасного соловьиного пения. Долго-долго она ждала, но не дождалась… Тогда она справедливо решила: в неволе соловьи не поют, открыла дверцы и выпустила птиц из клеток. Разлетелись птички в разные стороны. Черный соловей искупался в пруду, и стала вода в нем черная. Белый помылся в другом пруду, и вода в нём посветлела. Малиновый нырнул в третий пруд, и стали жители замечать, что вода на закате солнца становится малиновой. С тех пор пруды имеют названия: Черный воробей, Белый и Малиновый воробей.

Призраки старинных усадеб

Во многих старинных усадьбах и господских домах, по какому-нибудь случаю оставленных пустыми, жители окрестных деревень видят старых господ, давно уже умерших. Они шаркают, расхаживая по дому, иногда грозят пальцем. Но осмельтесь и войдите в дом: там всё тихо, всё пусто. А только выйдешь из него – и опять странные шорохи и шаги, и опять видится покойный барин, который будет уже и вам грозить. Эти предания о привидениях едва ли не общи по многим великороссийским губерниям.

По одному такому преданию, многие жители села Рогачева видят призрак купца Горюнова в здании Дворца Культуры, который когда-то был трактиром, принадлежащим ему.

По другому преданию, которое рассказывают местные жители села Кикино, Кикинскую церковь тоже облюбовало привидение – призрак молящейся женщины в белом платье. А еще поговаривают о призраке «белого монаха», появляющемся в тумане на месте Кикинского городища.

Как тут не вспомнить слова поэта Н.А. Некрасова, который говорил: «Русские, песни, предания, пословицы… наконец, русские сказки, без сомнения заслуживают большого внимания: они память нашего давно минувшего, они – хранилище русской народности».

Если эта статья Вам понравилась, поделитесь ею со своими друзьями и в социальных сетях: кнопки «Поделиться» располагаются ниже

Связанные с этим материалом заметки:

Дмитров вчера и сегодня
Яхрома. Окрестности Яхромы и Дмитрова
Московское Полесье – Край серых журавлей
Все заметки того же автора

Полезные ссылки:

Купить билеты на электричку или поезд до станции Дмитров
Заказать такси до Дмитрова из Москвы или другого города
Купить билеты на автобус до Дмитрова
Забронировать отель или апартаменты в Дмитрове
Оформить онлайн страховой полис путешественника

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

  • Татьяна Барашева

    13.11.201917:57

    Спасибо за такой романтический и интересный рассказ. Да, корни язычества лежат в нашей истории и совсем не так глубоко, как нам кажется. И в Новгородской области, на Вадлае, живы древние предания, до сих пор висят языческие обереги на родниках. Спасибо большое, очень интересно.
  • Каретникова Наталия

    14.11.201911:35

    Благодарю за прочтение и комментарий, Татьяна! На самом деле я могла бы и больше написать в этой теме. К примеру, я не коснулась религиозных преданий. А их тоже много хранит Дмитровский край.