14.11.2015 Анна Кривова Блог, Горные лыжи и сноуборд, Подготовка путешествия, Стиль жизни
Комментариев: 3

Как выбрать горнолыжный курорт

Практически каждый горнолыжник или сноубордист каждый сезон мучается выбором направления горнолыжного отдыха. Для начинающих эта задача и вовсе кажется непосильной. Тема неоднократно поднималась на просторах интернета, но от этого она не теряет своей актуальности.

Многие согласятся, что с годами катания муки выбора становятся всё тягостнее. Потому что мы начинаем ездить в горы, выбирая «самые-самые» курорты, и когда через n-ное количество лет, мы объезжаем ограниченный список этих «самых-самых» мест (пусть и в разном порядке) – Зёльден, Ишгль, Церматт, Три долины, Эспас-Килли, Селла-Ронда, ещё 2-3 места, – встаёт вопрос: вернуться ли повторно в один из понравившихся регионов катания, или пытаться исследовать новые курорты? С одной стороны, жизнь коротка, и хочется новых впечатлений, а с другой стороны – есть риск разочарования в неидеальном и неподходящем лично для вас месте.

RS3451_Skicircus Saalbach Hinterglemm Leogang (23)-lpr

Для тех, кто ещё не решил, куда податься в очередной горнолыжный отпуск, надеюсь, эта статья окажется полезной. Постаралась не забыть ничего из того, на что – ИМХО – имеет смысл обратить внимание при выборе. При этом на энциклопедичность не претендую: всего лишь делюсь своей логикой принятия решения и с благодарностью почитаю в комментариях, как вы, дорогие коллеги-лыжебордеры (опыт поездок многих из вас значительно солиднее моего), – решаете для себя эту нелёгкую задачу, – выбора курорта для очередного отпуска.

RS4783_Wintersport-Saalbach-Hinterglemm-by-BAUSE-Print-144-lpr

Я занимаюсь организацией своих горнолыжных (как, впрочем, и других) поездок исключительно самостоятельно. Но даже если Вы – сторонник пакетных туров, всё равно неплохо самому определиться с курортом. Потому что девушке в турфирме зачастую, знаете ли, некогда разбираться в тонкостях курортов и Ваших предпочтений, её задача – продать, и продаст она клиенту, который не знает, чего он хочет, скорее всего, тур или гостиницу а) подороже; б) с максимальным агентским вознаграждением. Поэтому в любом варианте, даже перед визитом в турфирму, – вооружаемся знаниями!

Не беру во внимание ситуации, когда вы решили примкнуть к уже определившейся с местом отдыха компании, или курорт выбран «сердцем», например, увидели на картинке Межев, или Китцбюэль, или Лех – и влюбились, и больше никакие варианты не рассматриваются, и никакие аргументы «за» или «против» не работают.

RS2795_IMG_8021-lpr

Основная масса лыжебордеров при выборе всё же склонна «включать голову». Для определяющихся с местом отдыха самостоятельно и сознательно, предлагаю выделить и оценить важность для себя критериев выбора направления горнолыжно-сноубордического отдыха, их, в общем-то, не так много, и они универсальны.

Пару слов о бюджете поездки

Практически в 100% мест можно найти вариант проживания на любой кошелёк. Понятно, что чем внушительнее ваш бюджет поездки – тем шире выбор. Однако, и не являясь обладателем толстого кошелька / внушительной суммы на банковском счёте, в любом регионе катания можно выбрать вполне комфортный вариант для по-настоящему яркого и запоминающегося отдыха.

Но, как обычно в жизни, – чем меньше денег вы планируете потратить, – тем на бОльшие компромиссы с собой и своими желаниями придется пойти (как правило! Есть счастливые исключения, но они бронируются за год и, как правило, только «для своих»).

Например, хочется поехать на знаменитый и модный курорт, известный своими изысканными ресторанами и фееричными «тусовками». При этом неплохо бы жить в комфортабельной гостинице с полупансионом и расположенной прямо у склона (ski-in/ski-out). Проверяем стоимость жилья с заданными параметрами.

Вариант А. Стоимость жилья Вам подходит: такую сумму за хороший отдых в хорошем месте – не жалко. Выбор становится проще, так как критерий бюджета в процессе выбора можно просто «вынести за скобки», руководствуясь только своими предпочтениями и перечисленными далее критериями.

Вариант В. Приходим к неутешительному выводу, что для этого потребовался бы бюджет, равный бюджету на путешествия всего вашего семейства на ближайшую пятилетку.

В этом случае – решаете, так ли вы, со своим скромным бюджетом, хотите кататься именно в этом месте? Катание здесь может быть и бесподобным (хотя и это – ещё не факт), но горнолыжный курорт – это не только склоны, и на «пафосном» курорте основные атрибуты ”dolce vita” требуют финансовых затрат. У меня даже есть подозрение, что цены в отелях и ресторанах на «раскрученных» курортах, часто, – подобие «имущественного ценза». В любом, самом дорогом и пафосном, месте можно отдохнуть очень бюджетно, – это аксиома. Например, можно жить в дешёвых апартаментах в 5 км от всей горнолыжной «цивилизации» и варить гречку на обед и ужин (ну ладно, гречку в отпуске – это совсем уж по-спартански, – питаться самостоятельно приготовленными продуктами из местных супермаркетов). Только тогда вопрос: ради чего вы ехали именно на этот, дорогой и пафосный, курорт? Почему не выбрали соседний, где проживание – дешевле, а катание – то же? Вы – мазохист, и любите ощущать, как чужой праздник жизни проходит мимо? Или просто здоровая степень «пофигизма» позволяет Вам абстрагироваться от атмосферы курорта и сопутствующих катанию недешёвых развлечений, жить в 3 км от подъемника, и сосредоточиться только на катании? Допустим. А, может, любопытство увидеть воочию, скажем, Церматт, пересилило все доводы разума? На мой взгляд, любая из этих трёх причин – очень уважительная, и если это – про Вас, то, при выборе курорта можно также не принимать во внимание «дороговизну» курорта.

Во всех остальных случаях следует помнить, что цены на горнолыжный отдых (в среднем!) в Швейцарии выше, чем во Франции, а во Франции выше, чем в Италии и Австрии. Хотя это очень условно! В любой стране есть «дорогие» и «демократичные» курорты. Примеры «дорогих» курортов:

Австрия: Санкт-Антон, Лех-Цюрс, Серфаус, Китцбюэль;

Италия: Кортина д’Ампеццо, Червиния, Курмайор, Мадонна-ди-Кампильо;

Франция: Межев, Куршевель, Арк 1950;

Швейцария: Церматт, Гштаад, Санкт-Мориц

 

Ещё раз повторюсь, это «деление» ОЧЕНЬ условно! И в Санкт-Морице (кстати, ударение на «и»), при желании, можно снять вполне сносные апартаменты за 1000 евро, и даже дешевле, на 2 недели.

Ещё важный момент: при планировании поездки, помимо цен на самом курорте на проживание, катание, еду и развлечения, нужно принимать во внимание стоимость проезда до курорта (как правило, это перелёт + трансфер туда/обратно). Часто бывает, что совокупная стоимость отпуска в более дорогих, но удачно расположенных, местах не будет выше, чем в «бюджетном» месте, добираться до которого – дольше и, соответственно, дороже.

На этом о бюджете – всё. Теперь об остальных критериях выбора направления горнолыжного отпуска.

С самого начала определимся в терминах: под регионом катания здесь и далее понимается единая зона катания, связанная между собой при помощи подъемников и бесплатных ски-басов (либо иного транспорта, пользование которым включено в действующий ски-пасс (пример – горнолыжное метро в Зерфаусе (или Серфаусе, как его обычно называют в России)). Сразу оговорюсь: понимаю, что и Ski Amade легко можно назвать регионом катания, но в этом материале, чтобы не запутаться, будем называть отдельные населённые пункты, например, Дорф Гаштайн, Бад Гаштайн, Бад Хофгаштайн и Шпортгаштайн – курортами, всю Долину Гаштайн – регионом катания, а Ski Amade, куда входит Гаштайн, вместе с ещё 4 регионами катания, – назовём объединенной областью катания.

I. Выбираем регион катания

  1. Географическое местоположение курорта и вытекающие из этого плюсы и минусы

Например, очень любопытно было бы покататься на горнолыжных курортах Колорадо или Юты (а также Азии или Новой Зеландии…). Но понимание того, что из (максимум!) 2 недель отпуска я потрачу 2 суток (а то и больше!) на дорогу туда и обратно в США, и ещё первые 2-3 дня уже на месте будут вычеркнуты из полноценного активного отдыха по причине jet-lag-а (разницы во времени), заставляет меня отказаться от этой затеи. Несмотря на неплохо развитую на курортах США горнолыжную инфраструктуру, и симпатичные виды, всё же выбираю Альпы. И ближе, и дешевле, и, по отзывам многих, интереснее в плане пейзажей, развлечений и катания. (Речь идёт только о трассовом катании, внетрассовое в Северной Америке, по мнению знающих людей, – вне конкуренции).

По этой же причине я планирую и дальше периодически ездить на горнолыжные курорты любимой мной Финляндии (в качестве второй-третьей поездки за сезон), – недорого и удобно: загрузили вещи у дома в машину, – и вечером – на курорте. Красивая природа, достойная инфраструктура, сезон длится с ноября по май (в Руке, например, для совсем уж фанатов, – пара склонов работают с октября по июнь).

Ruka2

Я никогда не бывала на горнолыжных курортах Болгарии, Чехии, Турции и прочих не-альпийских, не-пиренейских и не-скандинавских стран. Для себя решила сразу, – если придётся жёстко экономить, – самая большая экономия – засчёт авиабилетов. Тогда – Финляндия. Да, в Европе имеются ещё Пиренеи. Специально провели один из отпусков в Андорре, чтобы сравнить Пиренеи с Альпами, – Альпы показались живописнее и интереснее в плане катания и инфраструктуры курортов. (Кстати, на отдыхе в Андорре, по сравнению с Альпами, никакой экономии у нас не получилось. Так что слухи о дешевизне там сильно преувеличены. Сэкономить в Андорре (по сравнению, например, с Австрией), при желании, удастся только на крепких спиртных напитках и сигаретах (в моём случае – совсем не актуально, нам сколько не выпить!)). Да и горнолыжная инфраструктура в Андорре (Грандвалира) нас, признаться, слегка разочаровала. С чего-то мы решили, что в княжестве, львиную долю ВВП которого составляют доходы от горнолыжного туризма, подъемники и прочие составляющие горнолыжного отдыха должны быть уж никак не хуже виденных нами в Австрии, например. Жестокая реальность быстро рассеяла эту иллюзию.

Поэтому для себя решили: если нужды в жёсткой экономии не будет, – то в Альпах такое множество интересных курортов, что на всю оставшуюся жизнь хватит, даже если ни разу не повторяться с местом.

Будучи проездом в горнолыжных регионах Турции, Болгарии, Чехии, Сербии, Греции и т.п., я бы с удовольствием покаталась полдня, из любопытства, чтобы ощутить на себе особенности этих мест как регионов катания. Но вот планировать полноценный горнолыжных отпуск в одной из этих стран, для себя пока аргументов не нахожу. Красную Поляну, до тех пор, пока там не будет объединённого ски-пасса, тоже в качестве конкурентоспособного варианта не рассматриваю (впрочем, живи я, например, в Ростове-на-Дону, – тогда другое дело, стоило бы присмотреться повнимательнее и к Красной Поляне, даже и в отсутствие на её курортах единого ски-пасса).

Понимаю, что экономичный отдых на курортах Скандинавии – это наиболее справедливо для живущих, как я, на Северо-Западе России. Для москвичей, не готовых, например, вести машину 1500-2000 км (до курортов Финляндии) в качестве эконом-вариантов горнолыжного отдыха, вероятно, с успехом будут выступать как раз Болгария, Чехия и Турция. Интересным супер-эконом-вариантом (ИМХО) кажется регион катания Ясна (Словакия, Низкие Татры). Но если едете не на автомобиле, нужно ещё смотреть на стоимость транспорта туда и обратно: ближайшие крупные аэропорты – Будапешт и Братислава, и трансфер – не слишком близкий. Однако, конечно, по количеству и разнообразию склонов Ясна сильно уступает практически любому Альпийскому курорту.

Поскольку, повторюсь, я эти варианты для себя никогда всерьёз не рассматривала, не буду здесь и рассуждать о них. Однако, с большим удовольствием почитаю ваши комментарии на этот счёт.

Для некоторых (в основном, для путешествующих на автомобиле – своём или арендованном) «плюсом» является включённость региона катания в большую объединённую область катания, доступную по единому ски-пассу (например, Ski Amade в Австрии, Dolomiti Superski в Италии и т.д.). Хотя, если взять такие огромные регионы катания во Франции, как, например, Les Trois Vallees (“Три долины” – 600 км спусков) или Portes du Soleil (650 км), или Paradiski (425 км трасс) и т.п., – никаких объединённых областей катания здесь и не понадобится: за время отпуска вряд ли успеешь и «домашние» 600 км прокатать как следует.  🙂

 

schneeparadies-2-alta-badia

Однако, охотно верю, что какой-нибудь небольшой уютный курорт где-нибудь в Татрах или, как в моём случае, в Финском заполярье, может так влюбить в себя, что будет будет, как магнитом, тянуть возвращаться туда снова и снова…

Ну и, конечно, немаловажна страна/страны, где расположен регион катания. Может, вы обожаете весёлых австрийцев, или по тем или иным причинам питаете неприязнь к представителям какой-либо другой нации? А может, в школе и вузе вы изучали французский или немецкий, и будете рады возможности его попрактиковать? Это всё, конечно, факторы субъективные, но и их стоит учесть.

  1. Транспортная доступность

Это важно. Во-первых, лететь с лыжами и прочим снаряжением через пол-земного шара с пересадками, – ТО ещё удовольствие. Это не только утомительно: самое главное, что в случае пересадок (особенно с короткими стыковками) – слишком велика вероятность, что багаж (лыжи, например, или чемодан с г/л одеждой) «застрянет» в каком-нибудь аэропорту пересадки. Да, конечно, на курорте всегда можно взять оборудование напрокат, но, во-первых, потеря багажа – факт сам по себе малоприятный, чреватый потерей времени и нервов, а во-вторых, не у всех есть свободные средства на приобретение, например, нового комплекта г/л одежды (в случае, если потерялся чемодан). И, чтобы не пропала часть отпуска, пока вам не доставят «запоздавшие» вещи, рекомендую выбирать рейсы, по возможности, прямые (идеально – утренний рейс туда, вечерний – обратно), а курорты – не слишком далеко расположенные от аэропорта, хорошо продумывать всю логистику процесса прибытия на курорт и считать затраты на транспорт.

Здесь, пожалуй, вне конкуренции французские и швейцарские курорты. Расстояние от женевского аэропорта до основных регионов катания во Франции – в пределах 100-150 км, и масса транспортных компаний предлагают услуги трансфера по вполне адекватным ценам. А швейцарские железные дороги надёжно и по расписанию прямо со станций в аэропортах Цюриха или Женевы доставят вас до места назначения. Хотя и в аэропорту Мюнхена, и Милана ж/д станции тоже удобно расположены, но это – S-Bahn в Мюнхене и пригородный экспресс в Милане, переход с которых на поезда, следующие до курортов, на центральных вокзалах Мюнхена и Милана, показался менее удобным. (Совершенно не проблема, если не везёте с собой много вещей, или едете большой компанией, или в компании сильных мужчин).

Расстояние от аэропорта до курорта, и транспорт, которым осуществляется трансфер – тоже важно. И не только из финансовых соображений: все мы регулярно зимой слышим и читаем новости о том, как горнолыжники застряли в аэропорту и не могут выехать к местам отдыха, по причине сильных снегопадов и занесённых дорог. Из этих соображений большим плюсом курорта представляется наличие собственной ж/д станции (либо на самом курорте, либо где-нибудь в радиусе 20-30 км). Авто при поездке зимой в горы я обычно не арендую. Во-первых, хочется когда-нибудь отдыхать от вождения, а во-вторых, – самостоятельная езда по тёмной незнакомой горной дороге, особенно в условиях гололёда и снегопада – удовольствие ниже среднего. Кто хоть раз сталкивался с вопросом надевания цепей на колёса на обочине 2-полосной дороги в темноте в жуткий холод и снегопад, – поймёт.

  1. Сезон поездки (важен для определения предпочтительных высот катания, с точки зрения наиболее вероятного наличия снега)

От погоды на курорте зависит очень многое, – и не только настроение, а, часто, и возможность собственно покататься. Наиболее «рискованными» с точки зрения наличия и качества снежного покрытия, являются начало и конец сезона. В это время обращаем особое внимание на высоты, на которых осуществляется катание на курорте (внимание, не сам город/деревушка расположены, а именно зона катания, ибо довольно часто это – разные вещи).

RS1367_10038-0310_SH_SpringF_A05_028-lpr

С наибольшей степенью вероятности трассы будут со снегом на бОльших высотах, поэтому для любого сезона, в условиях необычайно тёплых в последнее время в Альпах зим, я бы рекомендовала выбирать регионы, где нижние точки катания находятся не ниже 1500 м. Понятно, что в снежную зиму, да ещё и в феврале-марте, снега и на 800-1000 метрах будет полно, вот только как угадать с погодой, если бронируешь заранее? Впрочем, если вы планируете поездку на февраль-первую половину марта – этот критерий менее важен, так как снега к этому времени, как правило, везде достаточно. А в апреле на небольших высотах всё тает, и при выборе снова действует принцип «чем выше – тем лучше».

 

Но у больших высот есть «обратная сторона медали» – сильные ветра (особенно в январе-начале февраля, например, в регионе Маттерхорна (Червиния/Церматт) и закрытие подъемников из-за этого. А значит – минус один или несколько дней катания из времени вожделенного отпуска. Обидно? Не то слово!

Кроме того, на высотах свыше 3000 м у некоторых могут начаться проявления горной болезни (у кого-то, с непривычки, это может произойти уже даже на высоте в районе 2000 м). А ещё на большой высоте – резко холоднее, чем в долинах. Например, если в деревне на высоте 1000 м – 0 градусов, то на 3000 м – может быть уже 15-20 градусов мороза. В совокупности с сильным ветром – не самые приятные ощущения (конечно, мы не боимся трудностей, и есть такая вещь, как балаклава, но всё-таки!).

Особенно внимательно следует выбирать курорт любителям ски-сафари: многокилометровые путешествия по нескольким долинам, хоть обычно и громко анонсируются в рекламе курортов, на практике бывают доступны не всем по уровню катания и, главное, по погодным условиям. Так, например, знаменитую Селла-Ронда, – круговой маршрут в Доломитовых Альпах, пролегающий через 4 долины, – в некоторые, особо малоснежные, годы, открывают лишь в январе.

В итоге, с точки зрения снега на всех курортах Европы, есть только один «высокий» сезон – февраль, – можно ехать в любые места и на любые высоты. Если Ваш отпуск приходится на другие месяцы, – будьте внимательны при выборе места отдыха.

  1. Ваша мобильность, т.е. готовность (или неготовность) и желание вашей компании передвигаться куда-либо за пределы выбранного в качестве базового курорта/региона катания.

Многие опытные горнолыжники признают в качестве сбалансированного варианта знакомства с новыми местами – 1-2 недели на крупном и известном курорте (как вариант – не очень крупном) с короткими вылазками на авто/автобусе/поезде на разведку в другие места. Затем в разведанные особо приглянувшиеся места можно приезжать уже на неделю-две.

Если это – ваш случай, то количество мест, из которых вы можете выбирать, резко возрастает, и на первое место выходят географический фактор и транспортная доступность. Если это – не ваш случай, тогда внимательно читаем описание курортов и выбираем достаточно большую зону катания (лучше – из расчета не менее 100-130 км на неделю катания) и подходящую именно вам инфраструктуру курорта (чтобы не было мучительно скучно).

II. Выбираем конкретный курорт в выбранном ранее регионе катания

  1. Уровень катания

Для новичков, делающих или ещё только планирующих сделать первые шаги на лыжах или доске, сложность трасс на курорте – не слишком важный критерий. Вернее, в этом случае принципиально важно, чтобы поблизости от места проживания были учебный склон и хотя бы пара синих спусков. Это есть практически на 100% курортов. И этого, скорее всего, будет достаточно для первой «вылазки» в горы.

Если этот сезон в горах для вас уже не первый – вероятно, вы уже и сами знаете, страшно или нет Вам спускаться по красным склонам. Только внимательно читайте отзывы: тезисы о том, что «в этом месте синие склоны – сложнее и круче, чем во многих других местах – красные», как правило, имеют под собой основания.

Ну а те, кто «дорос» до офф-писта, уже сами в состоянии разобраться со своим уровнем катания и сложностью маршрутов.

  1. Личные предпочтения относительно «картинки», окружающей вас на склонах и на самом курорте

Вы предпочитаете катание по склонам, поросшим живописными ёлочками, или вас больше привлекают безлесные снежные просторы?

Вам милее компактные лыжные станции с современными (или уже не очень) высотными комплексами апартаментов, или вы предпочитаете милые домики в альпийском стиле?

Практически в каждом регионе катания вы сможете найти курорт, который подойдёт именно Вам.

Стоит помнить, что ёлочки в горах растут примерно до высоты 1800-2000 метров, а выше начинаются безлесные снежные поля.

На примере французских курортов: в «Трёх долинах» в долинах Куршевель и Мерибель – масса склонов, поросших живописными елями и кедрами,

 

 

10-Courchevel

а в долине, где располагается Валь-Торан (и следующей «четвёртой» долине региона катания – Orelle) – никаких ёлок, только заснеженные горы и скалы.

8-DSC06836-Val-Thorens

В регионе Portes du Soleil есть и настоящая, почти сказочная, альпийская деревушка (Морзин) и лыжные станции, где отсутствует автомобильное движение, с многоэтажными комплексами апартаментов (Аворьа, или Авориаз, как его принято называть «по-русски», и прочие).

  1. Личные предпочтения относительно атмосферы, развлечений и публики на курорте

Атмосфера курорта

Курорты (очень условно!) можно разделить на тусовочные и тихие семейные, а также на молодёжные, чисто спортивные или респектабельно-гламурные. Причём, практически в каждом из регионов катания найдется и то, и другое, и третье. Что выбрать – дело вкуса. Только внимательно читайте информацию и отзывы о курортах, чтобы не сетовать потом: «было скучно, никакой движухи», или наоборот: «после катания хотелось спать, а под окнами до утра орали британские подростки, возвращаясь с дискотеки», или вот ещё: «это место больше подходит не для катания, а для выгуливания мехов и бриллиантов».

В большом и хорошем регионе катания, как правило, найдётся курорт, где будет комфортно именно Вам и Вашей компании. Нужно только чётко представлять, чего именно вы хотите от поездки и не полениться читать отзывы.

RS1344_10038-0310_SH_SpringYG_B02_007-lpr

Apres-ski – отдых и развлечения «после лыж»

Важная составляющая идеального горнолыжного отпуска.

При выборе места проживания мы всегда отдаём предпочтение отелям, где имеются свои сауна/бассейн. Да, на курортах Альп широко распространены отдельно стоящие водно-банные комплексы (тоже огромный плюс таким курортам). Но их я недолюбливаю: во-первых, с непривычки напрягает, что посещение саун – совместное для мужчин и женщин, и при этом париться там принято исключительно голышом (речь сейчас идёт в основном о курортах Германии и Австрии). В саунах водных комплексов и аквапарков это – строго обязательное требование, везде висят предупреждающие таблички. Немцы с австрийцами привыкли к этому с детства, а вот нам, диким, в такой обстановке расслабиться бывает проблематично. А во-вторых, у меня процесс сушки волос и приведения причёски в божеский вид, перед выходом на мороз, занимает довольно много времени. На отдыхе на это времени жалко, поэтому предпочитаю сауну в гостинице. Там, кстати, и раздеваться догола при посторонних никто не заставляет, хорошо!

Ресторанов на курортах, как правило, много и разных. Если в ваше проживание в отеле не включены ужины, – выбор везде довольно широк. Только в некоторых, особо популярных, местах столик лучше бронировать заранее.

RS1359_10038-0310_SH_SpringF_A09_044-lpr

Из дневных развлечений после катания для лыжебордеров или сопровождающей нас не-катающейся братии – возможны варианты, всё зависит от конкретного курорта, читайте в описаниях:

  • пешие походы или походы на снегоступах;
  • каток;
  • керлинг;
  • катание на вертолётах;
  • катание на ратраках или даже собственноручное вождение ратрака;
  • ice-картинг;
  • параглайдинг;
  • аквапарки, SPA- и термальные центры;
  • казино;
  • бары, рестораны, дискотеки
  • музеи и экскурсии
  • катание на лошадиных и собачьих упряжках

RS4433_Glemmy Offroad Park Winter (3)

Вот лишь неполный список того, чем можно заняться в «горнолыжном» отпуске, помимо катания. Что подойдёт именно вам – решайте сами, и внимательно читайте описание курортов.

Часто один из курортов региона катания считается его «столицей». В нём сосредоточено наибольшее количество людей, машин, ресторанов, магазинов, развлечений и т.д. В остальных населённых пунктах обычно тише, малолюднее, но и выбор развлечений «после лыж» – меньше. Зато, как правило, и проживание дешевле. Читайте внимательно описания и отзывы, чтобы получить максимально полное представление о месте, куда Вы едете, тогда вероятность разочарования сводится к минимуму.

Публика

Здесь, на мой взгляд, стоит обращать внимание на два момента: какая на курорте публика в принципе преобладает (спортсмены /студенты /пенсионеры /семьи с детьми /и т.д.) и популярность данного курорта у туристов из России.

Для кого-то обилие русских на курорте – минус, для кого-то – плюс, для кого-то – вообще не важно.

Я к соотечественникам на отдыхе отношусь нейтрально, – в смысле, какая разница, какой национальности человек, если он адекватно себя проявляет?

Разговоры о том, русские плохо воспитаны, – это удел тех, кто не наблюдал воочию компаний немцев или англичан ближе к концу apres-ski.

RS4784_Wintersport-Saalbach-Hinterglemm-by-BAUSE-Print-090-lpr

Но, справедливости ради, признаюсь: в кабине подъемника только наши соотечественники могут обсуждать «супер-важные» деловые вопросы. (Оговорюсь: никогда не слышала, чтобы кто-то из англо-немецко-итальянско-финско-говорящей публики обсуждал на подъемниках, в кафе на горе или на трассах деловые вопросы. В остальных языках – не сильна. Может, французы? Не знаю, но сильно в этом сомневаюсь…). Не сказать, что часто это слышала от россиян, но несколько раз было. Кому-то это глубоко безразлично, мне же в такие моменты кажется, что 10-15 минут, которые кабина движется наверх, из моего отпуска просто «украли». Я так мечтала вырваться сюда, в горы, из офиса, совещаний и разговоров про курсы, санкции, контракты и т.п., и так хочется наслаждаться красотой природы, скоростью, беззаботной и позитивной обстановкой, белоснежным безмолвием, солнцем, музыкой ветра и шуршанием снега под лыжами, что вся эта рабочая хрень про тренды и сделки – откровенно раздражает.

Данный аспект, мне кажется, менее важен для тех, кто едет кататься в большой компании единомышленников.

  1. Фрирайд или трассовое катание?

Здесь всё ясно: подготовленные трассы есть на любом горнолыжном курорте, а для лучшего фрирайда нужны соответствующие снежные условия и рельеф склонов. При этом существуют места, где фрирайд – «вне закона» (как, например, на некоторых курортах Италии). По отзывам знакомых и в интернете, в хит-парадах мест для фрирайда:

Франция: Ля Грав, Шамони, Альп д’Юэз, Тинь/Валь д’Изер, Валь Торанс,

Швейцария: Вербье, Андерматт

Австрия: Хохфюген, Лех/Цюрс, Санкт-Антон

Канада: Уистлер

США: Джексон Хоул, Сноуберд, Вэйл, Гранд Тарги

RS3447_Saalbach 013-lpr

  1. Горные лыжи или сноуборд?

Как бывает жаль сноубордистов, вынужденных подолгу толкаться ногой или идти пешком на пологих участках! Наверняка, такие участки есть на каждом курорте, вопрос лишь в их «массовости». Плюс сноуборд-парки. Даже не заезжая в них, со стороны становится очевидно, что где-то они – классные, а где-то их откровенно не умеют строить. Я катаюсь на лыжах, но из тех мест, где была, показались наименее удобными для сноубординга Шладминг (Австрия) и переезд из Мерибеля в Куршевель в «3 долинах» – бедные сноубордисты там страдали! В «Трёх долинах» в пределах каждой отдельно взятой долины на борде можно кататься вполне с удовольствием и без проблем, а вот в Шладминге, на Планае и в других местах, – ужасные, длинные и узкие, на карте обозначенные синим, но на деле, – это даже не склоны, а совершенно пологие траверсы между склонами. Мы даже на лыжах так от них устали, что пару раз сознательно свернули на довольно неприятные чёрные трассы, лишь бы не ехать по этим «трассам-недоразумениям».

Буду признательна, если вы поможете дополнить этот список.

А вот – по отзывам многих, лучшие для сноубординга:

  • Франция: Лез Арк, Тинь, Шамони, Авориаз
  • Австрия: Ишгль, Санкт-Антон, Майрхофен
  • Италия: Ливиньо
  • Швейцария: Саас Фе, Лаакс
  • Финляндия: Юлляс
  • Норвегия: Хемседал
  • Канада: Уистлер
  • США: гора Маммот, Брикенридж

RS3456_Skicircus Saalbach Hinterglemm Leogang (37)-lpr

  1. Транспортная логистика на курорте и, как следствие, расположение отелей относительно трасс, развлечений и другой инфраструктуры курорта

Конечно же, когда до любой точки региона катания ты можешь доехать, не снимая лыж (как, например, в нежно любимом мной Заальбахе/Хинтерглемме, или в чудесных французских «Трёх долинах», да и много где ещё), – это особый кайф. И «при прочих равных» я бы посоветовала отдавать предпочтение именно таким регионам.

От некоторых знакомых, возвращавшихся, например, из Санкт-Морица или из Шамони, приходится слышать что-то вроде «приехали кататься на лыжах, а катались на автобусах». Впрочем, когда отель находится неподалёку от «конечной» станции ски-баса, пользование этими бесплатными автобусами обычно не доставляет проблем. Например, в Шладминге мы, живя прямо рядом со станцией подъемника Planai, если собирались кататься не на Планае, а на любой другой из четырёх гор региона, отдавали предпочтение всё же ски-басу, потому что переезды между горами там часто осуществляются по совершенно не интересным, абсолютно пологим, «транспортным» трассам, время на которые тратить не хотелось совершенно.

Как должен быть расположен идеальный отель?

Идеальный отель на горнолыжном курорте расположен рядом с горнолыжным склоном (но не слишком высоко на склоне, иначе вечером до магазинов/ресторанов, (а особенно обратно) добраться будет проблематично), таким образом, чтобы, при наличии снега, из него можно было бы выехать на лыжах, а вечером, после катания, – подъехать к нему на лыжах. Также рядом с ним, не более чем в 50 метрах, должна быть остановка ски-баса (желательно, конечная, а то придётся запихиваться с лыжами в переполненный автобус), на случай, если потребуется. Магазины, рестораны и прочая инфраструктура курорта должны находиться в пределах пешей досягаемости, – максимум, 15 минут пешком. Но в самом отеле и непосредственно вокруг него должно быть тихо.

При отсутствии ski-in/ski-out в отеле (или вообще на курорте в целом) обращайте внимание на наличие Ski depot (ячеек для хранения лыж/сноубордов и ботинок) у нижней станции подъемника. Это позволит утром в обычной обуви прогуляться до подъёмника, переобуться, взять лыжи и поехать кататься. Очень удобно и недорого (в пределах 5 евро за сутки хранения обычно), особенно принимая во внимание, что в этом случае удастся сэкономить на проживании. А если вы берёте оборудование напрокат, то с вечера до утра следующего катального дня оно будет храниться в прокате совершенно бесплатно.

Отели со ski-in/ski-out, как правило, дороже прочих. Но удовольствие кататься прямо от дверей отеля, уж точно, стоит того, чтобы за него доплатить.

schneebedeckte-almhuetten-alta-badia

Для себя я вывела примерно такой список критериев выбора:

Очень важно:

  • Должно быть в обязательном порядке:
  • значительный регион катания, интересный продвинутому лыжнику как минимум 6 дней (не менее 200 км трассовых спусков);
  • условия катания (гарантированный снег);
  • апре-ски (в широком смысле этого слова: места и возможности для интересного и разнообразного досуга после лыж);
  • хорошо организованная и исправно функционирующая горнолыжная инфраструктура курорта (исправные и безопасные подъемники; регулярные ски-басы; сервис лыж; ячейки для хранения лыж и ботинок в случае отсутствия ski-in/ski-out, и т.п.)
  • хорошая подготовка трасс;
  • внимание администрации курорта к вопросам лавинной и любой другой безопасности отдыхающих.
  • Категорически не должно быть – исключаю из списка при выборе:
  • небольшие зоны катания (менее 140 км);
  • низко расположенные зоны катания на начало и конец сезона
  • высокогорье на январь-начало февраля;
  • курорты из бетонных коробок или сплошь из многоэтажных «муравейников».

Желательно (хотя и не критично):

  • Желательно, чтобы было:
  • наличие ski-in/ski-out;
  • приятная эстетическая картинка на курорте и на трассах (тут у всех свои эстетические пристрастия, мой личный «пунктик» на этот счёт – живописные трассы, проложенные среди ёлочек и сказочные домики в альпийском стиле на самом курорте; впрочем, ультрасовременные шале, построенные из натуральных материалов, также способны порадовать мой глаз);
  • возможность несложного выезда на экскурсии;
  • наличие развлечений, альтернативных катанию – пешеходных маршрутов, санных трасс и т.п., – для некатающихся членов компании или на случай некатальной погоды.
  • Желательно избежать:
  • очень продолжительного трансфера до курорта;
  • толп людей на трассах и подъёмниках.
  • большого количества автомобильного транспорта на курорте;
  • очень длинных переездов на автобусе;
  • наличие бугелей;
  • часто закрытых переездов между зонами катания в границах единого региона катания.

Абсолютно не волнует:

  • степень «пафосности» места;
  • наличие на курорте бассейнов, аква-центров и т.п.;
  • мороз;
  • старые подъёмники.

RS4303_SHG_W_lift4-lpr

Фактор субъективный, один из самых важных

Всё, что написано выше, – это про выбор места отдыха, так сказать, по расчёту. Однако, из собственного опыта сделала вывод, что идеальный отдых будет в том месте, общая атмосфера которого точно совпадёт с вашим внутренним состоянием и потребностями в конкретный момент времени. В этом случае всё остальное (погода, трассы и т.п.) уже не будет иметь решающего значения. В итоге при выборе самое важное – умудриться предугадать, где именно вам будет лучше всего.

Некоторые полезные наблюдения

Идеал в этом мире недостижим, но это не означает, что к нему не надо стремиться.

Все плюсы и минусы обычно скурпулёзно «подсчитываются» уже после отпуска, а на отдыхе всё равно будет классно, так как «отдыхать – не работать».

Но если в процессе выбора курорта количество «плюсов» удастся довести до максимума, а количество «минусов» – до минимума, – «послевкусие» такого отдыха имеет наивысшие шансы стать самым наиприятнейшим!

Время, через которое можно вернуться на тот же курорт и открывать его заново, без особого ущерба для яркости своих впечатлений от отдыха, – 4-5 лет.

Ну вот, кажется, собрала практически всё, что удалось вспомнить. Надеюсь, кому-то этот материал поможет определиться с выбором. Также буду искренне рада вашим дополнениям.

Всем удачи в выборе места самого незабываемого отдыха!

traumhafte-landschaft-alta-badia

Фото: Анна Кривова, http://www.kitzbuehel.com; http://www.altabadia.org; http://www.skicircus.com

Если эта статья Вам понравилась или помогла – поделитесь ею с друзьями в социальных сетях, кнопки «Нравится» находятся ниже.

Связанные с этим материалом заметки:

Горнолыжный отпуск на родине альпинизма – в Шамони (Франция)

Горнолыжный курорт «Три долины» (Франция) – удачное знакомство

Финская Лапландия на майские праздники – Леви, Юлляс и окрестности

Доломиты с первого взгляда

Шладминг-Дахштайн: смешанные чувства

Монтафон, Австрия – прекрасный и пока не освоенный россиянами горнолыжный курорт

Заальбах-Хинтерглемм – место, где мы влюбились в Альпы

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

  • Сергей

    12.01.201617:42

    В списке дорогих курортов - вместо Червинии, должна быть Кoртина д' Ампеццо ;-)
  • Anna_Krivova

    27.01.201618:12

    Автор: Сергей
    В списке дорогих курортов - вместо Червинии, должна быть Кoртина д' Ампеццо ;-)
    Сергей, спасибо за отзыв и за ценное дополнение! Насчёт Кортины соглашусь, добавила её в список. Но, пожалуй, Червинию убирать пока не буду: Червиния кажется недорогой только по отношению к соседнему Церматту (где цены, с позиции «среднего» туриста, просто зашкаливают). А по сравнению с другими итальянскими курортами в Червинии цены всё же «выше среднего» (если сравнивать сравнимые вещи, например, отель одного и того же уровня «звёздности», расположенный на одинаковом удалении от подъёмника).
  • George

    24.07.201601:43

    2015-12-23 Белокуриха, Логойск и Завьялиха возглавляют рейтинг недорогих горнолыжных курортов России и ближнего зарубежья