05.12.2015 Анна Кривова Блог, Горные лыжи и сноуборд, Европа, Стиль жизни, Страны, Франция
Комментариев: 4
Просмотров: 1120

Горнолыжный курорт «Три долины» (Франция) – удачное знакомство

«Три долины» (Les Trois Vallees) в качестве направления очередного отпуска мы, традиционно, выбирали исключительно «головой»:

  • 600 км хорошо связанных между собой маркированных спусков (карта склонов);
  • разнообразные с точки зрения катания и пейзажей долины, объединенные сетью трасс и подъемников;
  • сравнительно простая транспортная доступность – до аэропорта Женевы регулярным рейсом, далее – трансфер на микроавтобусе, не дольше 2 часов;
  • возможности несложного выезда на экскурсии (Анси, Лион, при желании – Женева и т.д.);
  • возможности разнообразного досуга «после лыж» (магазины, рестораны, бары и прочее).

Ещё, конечно, фотографии смотрели, – ничего не могу с собой поделать: эстетически приятная картинка на курорте для меня – фактор не главный, конечно, но довольно значимый.

Meribel

Теперь я думаю: как же нам тогда повезло, что мой выбор по этим критериям был одобрен, и мой муж, с трудом выносящий любые проявления «понтов», не стал копать глубже и уточнять географические подробности о каждой из трёх долин. Потому что Куршевель тогда гремел на всю нашу необъятную Родину и, – спасибо одному небезызвестному персонажу, – являл собой образ места, где дурно воспитанная российская публика обильно сорит деньгами, прожигает жизнь и преступает закон.

(Январь 2012 года… Евро по 40 рублей, вернись, где ты??…)

Трансфер из аэропорта организован чётко и удобно. Англичане – диспетчеры и водители – точны и пунктуальны, все уведомления присылают на e-mail и дублируют в sms. Через 20 минут после приземления в Женеве мы уже в микроавтобусе. После петербургского, почти полярного, сумрака, радуемся теплу и солнцу. По дороге успеваю сделать несколько снимков набережной живописного озера Анси.

Annecy lake

Место дислокации в самих «Трёх долинах» нами было выбрано с точки зрения максимального удобства для катания и знакомства со всеми долинами региона: Мерибель в «центральной» долине Les Allues (что означает, — направо поедешь – в Куршевель попадёшь, налево – в Меньюир, Валь Торанс и, — кто бы мог подумать, — расположенную за ними четвёртую долину региона «Трёх долин» — Orelle). Из всех вариантов проживания в Мерибеле выбрали апартаменты со ski-in/ski-out в Мерибель-Моттаре (1750 м). Оказалось довольно бюджетно и удобно. Куршевелевские тусовки нас не волновали, а в центр Мерибеля (1450 м) и обратно после лыж мы прекрасно добирались на лыжных автобусах, курсирующих здесь по расписанию до самого вечера.

Такой вид с балкона открылся нам в момент заселения в наши апартаменты:

Meribel-Mottaret

Кстати, кому интересно – вот официальные географические названия всех 3 долин:

Название долиныКурорты
Бельвиль (Belleville)Валь-Торанс (Val Thorens), Ле-Менюир (Les Menuires), Сен-Мартен (Saint Martin de Belleville),
Сен-Бон (Saint-Bon)Куршевель (Courchevel), Ла-Танья (La Tania)
Лез-Алю (Les Allues).Мерибель (Meribel), Брид-ле-Бен (Brides-les-Bains)

Теперь подробнее о том, каким захотел предстать в тот раз перед нами этот легендарный регион катания, со всеми его особенностями.

Начало отпуска. Разминка на синих трассах Куршевеля

Это был наш третий в жизни отпуск в «больших горах». До этого были Заальбах-Хинтерглемм в Австрии и Грандвалира в Андорре. В первый день решаем размяться на несложных трассах. Узрев на карте, что наибольшее количество синих спусков в регионе расположены в Куршевеле, мы прямо с утра рванули туда. От Куршевеля нас отделяли 2 очереди подъёмника Pas du Lac, стартующего, можно сказать, прямо от наших апартаментов. Но мы, для первого катального дня, выбрали другой путь, в объезд, дабы избежать чёрных и красных спусков с вершины Saulire (2738 м) в Куршевель. (Кстати, если кто не в курсе, – чёрные спуски в «Трёх долинах» не ратрачатся, – такая французская «фишка» – «природный» спуск. Я не специалист, но подозреваю, либо им просто лень, либо там такой уклон, на котором ратрак не удержится, потому что «природных», в смысле, фрирайд-спусков в Трёх долинах и без этого предостаточно). «Объезд» не порадовал: безынтересный пологий траверс и, в довершение, старый, медленный и скрипучий, парнокресельный подъёмник Loze Express. Вот он на фото:

Meribel - Courchevel

У того, кто обозвал это «чудо техники» «экспрессом» — весьма своеобразное чувство юмора! Расстояние небольшое, но преодолевает он его мучительно долго. В морозную погоду успеваешь замёрзнуть.

Наконец, катание!

Courchevel

Залитые солнцем просторы Куршевеля восхищают. Это – именно просторы: пейзажи по-настоящему радуют глаз, но при этом нигде нет ощущения зажатости, никаких узких ущелий и кулуаров (но кто ищет, тот всегда найдёт, конечно), – настоящий праздник души.

Courchevel

Спускаемся в Courchevel 1850 – к пятачку, с которого стартуют основные подъемники и куда спускаются, как в воронку, все основные трассы этой долины.

Courchevel 1850

Порадовало, что здесь есть спуски любого уровня сложности – преобладают спокойные синие; в наличии также интересные, широкие и скоростные, красные, а для экстремалов – чёрные и условно-красная могульная трасса – бугрятник а-ля «прощай, колени», ведущие с вершин Saulire и соседней с ней.

Из атрибутов Dolce Vita здесь нами были замечены Altiport (так и не поняли, только для вертолётов этот аэропортик, или обязательная в таких местах взлётно-посадочная полоса там тоже имеется, –выглядит всё очень компактно, практически незаметно, прямо между горнолыжными трассами Courchevel-я), бутик Moncler на склоне и пара «манерных» ресторанов со шкурами, небрежно наброшенными на диваны, и изысканными ледяными скульптурами, украшающими террасы. Несколько ночных клубов в Courchevel 1850 и роскошных отелей и шале, – вот, пожалуй, и всё. Цены на еду в ресторанах и кафе здесь, возможно, слегка повыше, чем в соседних долинах, но незначительно: стандартные тартифле и чай с круассанами на вершине на двоих обошлись в пределах 30 евро.

Заехали в посёлок, популярный для проживания у бюджетных туристов – La Tania.

La-Tania-Courchevel

Отсюда вечером практически нереально выбраться и добраться, например, до Куршевеля (вариант – на лыжах туда, на такси обратно), в самом же La Tania «после лыж», нам показалось, заняться абсолютно нечем. Впрочем, как и в остальных здешних мелких посёлочках, т.к., по сути, развлечения apres-ski и магазины присутствуют только в крупнейших посёлках «Трёх долин», т.к. в Courchevel 1850, Meribel, Les Menuires, Val Thorens.

Другие деревушки этой долины при близком знакомстве впечатлили ещё меньше: Courchevel-Le Praz (1300 м), Courchevel-Village (1550 м) и Courchevel-Moriond (1650 м), а также Saint-Bon (1100 м) оказались довольно унылыми лыжными станциями, не вызвавшими у нас желания задержаться в этих точках даже на короткую кофейную паузу.

Спуски же до этих точек – весьма живописны и, при определённых погодных условиях, могут доставить настоящее удовольствие. Только не в нашем случае: спускаясь с вершин на высоту 1650 или 1550 метров, мы были вынуждены преодолевать участки, где, вероятно, днём ранее проходил уровень замерзания. И склоны на этой высоте были полностью покрыты крупным ледяным (хм-м, как бы поточнее выразиться?) крошевом, по форме и размеру напоминающем гравий. Слой этой непонятной субстанции получался, как назло, довольно толстый, а закантоваться на таком покрытии – весьма проблематично, – оно просто катится под лыжами, управляемость которых, соответственно, стремится «к нулю».

С благодарностью подумалось о персонале курорта, заботливо обернувшем каждый из столбов-опор подъемников толстенными оранжевыми матами. Через некоторое время мужу, не рассчитавшему скорость, пришлось тормозить в этот мат, на наше счастье оказавшийся ещё и довольно мягким. Повезло: обошлось без травм и даже без особого испуга, т.к. я немного отстала и, вывернув из-за поворота, увидела своего мужа, уже отряхивающегося и пытающегося застегнуть крепления.

Катание в долине Les Allues

Катание в Мерибеле нам тоже понравилось: трасс здесь много, они разнообразны и интересны. Важное замечание: в отличие от Австрии красные трассы здесь – нормальные красные, и вообще, показалось, что все трассы в реальности здесь соответствуют их маркировке. С особенным удовольствием вспоминается красная lagopede – широкая и скоростная, с утра пораньше, по свежему «вельвету», – что может быть лучше? А вот забраться на вершину Mont Vallon, откуда существует два варианта спуска, и оба красных, мы в тот раз так и не решились, – уж очень эта, всегда безлюдная, гора, зловеще смотрелась снизу, из окна наших апартаментов:

Meribel-Mont-Vallon

Ну ничего, будет за чем вернуться.

Единственной «ложкой дёгтя» в Мерибеле в дни нашего там катания являлось состояние нижних участков трасс в конце катального дня. Возвращаться на лыжах домой каждый день приходилось очень аккуратно и медленно, т.к. ехать нижние метров 200 приходилось по чистому льду.

Типичные панорамы склонов Мерибеля. Фото сделано со стороны вершины Saulire:

Meribel

А это – вид на Мерибель после снегопада при подъезде со стороны вершины 3 Marches:

Meribel-Mottaret

Если сравнивать пейзажи в Мерибеле и Куршевеле, – то, ИМХО, Мерибель больше радует глаз сверху, когда стоишь на вершине, а Куршевель – снизу, когда находишься в середине или в самом низу спусков.

К слову, из Мерибель-Моттаре в Мерибель-Центр ведёт длинная зелёная трасса “Truite”, – нормальная альтернатива ski-bus-ам, с которыми здесь, впрочем, тоже никаких проблем – курсируют часто и много.

Катание в долине Belleville

Belleville дословно переводится с французского как «красивый город». На мой вкус – эта долина как раз наименее живописна по сравнению с двумя другими: нежно любимые ёлки здесь отсутствуют, вот как выглядит нижняя часть этой долины – Saint Martin de Belleville (1450 м):

St-Martin-de-Belleville-Trois-Vallees

А выше, – как в песне, – «здесь птицы не поют, деревья не растут…». Вид на Val Thorens и расположенные над ним склоны:

Val-Thorens-France

Благодаря тому, что основная часть склонов в этой долине расположена выше 2000 м, склоны здесь ухожены гораздо лучше, чем в более низких зонах катания, где температура в течение суток может скакать вокруг «нуля».

Поднимаемся на кабинном подъёмнике Grand Fond на Col de Rosael и переваливаем в четвёртую, «бонусную» долину Orelle. От верхней станции подъемника нужно проехать метров 100 по абсолютно горизонтальной поверхности. Поток людей здесь движется в обе стороны – часть – попутно с нами, другая часть – возвращаются в долину Belleville. Всего-то 100 метров… и тут начинается: как только мы огибаем скалу, с неё на голову начинают лететь камни. Не булыжники, конечно, но сантиметров по 3-4 в диаметре… Они со стуком отскакивают от шлема и иногда ощутимо бьют по плечам, неприятно. Ветер здесь, на 3000 м, такой силы, что при каждом шаге (на лыжах), мне приходится «вкапываться» в снег палками, чтобы не снесло назад. Мысленно благодарю мужа, когда-то буквально заставившего меня купить шлем, и решаю: «без шлема – больше никогда».

Так доползаем до склона, несколько поворотов – и ветер стихает (то есть, нас от него начинает отгораживать соседняя вершина).

Теперь есть время насладиться окружающей красотой. Согласитесь, есть в этом белом безмолвии что-то магическое. Облака, например, здесь не спускаются в долину, а будто поднимаются из неё:

Orelle-France

Катающихся здесь – значительно меньше, чем в других долинах. А склоны – чудо как хороши. Вот, например, вид снизу на красную “Coraia”:

Orelle-Trois-Vallees-France

Нам показалось, что эта долина Orelle имеет неплохой потенциал развития, но и те склоны, что здесь уже имеются, способны порадовать. Если будете отдыхать в этих краях, – однозначно, стоит заехать и в Orelle.

Катание в Les Menuires, в отличие от унылой архитектуры этого посёлка, также оставило приятные воспоминания. Склоны в любую погоду были в прекрасном состоянии (кроме нижних участков после оттепели):

Les-Menuires-Trois-Vallees-France

Итог

Во время нашего пребывания здесь (вторая половина января) за две недели регион предстал перед нами совершенно не тусовочным и уж точно не ”пафосным”. Так как здесь мы катались впервые во Франции и после очень понравившегося нам австрийского курорта (Заальбах-Хинтерглемм), существовали определенные опасения, что во Франции будет хуже. Опасения не оправдались, всё понравилось, – и подготовка склонов, и обслуживание – всё О’K. Нормальная еда в ресторанах в среднем чуть дороже, чем в Австрии, но если считать едой пиццу, хот-доги, картошку фри и пр. фаст-фуд, или готовить исключительно самим, – то разница будет практически не ощутима.

Катание в Трёх долинах

Катание здесь очень понравилось, – разнообразно, красиво, интересно. Регион, конечно, имеет свои особенности (в виде, например, местами старых подъёмников), но, если вы будете к ним морально готовы, – отличный выбор для прекрасного катания, причём, даже не на один раз, а, если захотите, на годы вперёд.

Ски-пасс на все три (вернее, 4) долины недёшев, но он, определённо, стоит своих денег (а если разделить его стоимость на количество доступных вам километров спусков, – то и вообще язык не повернётся назвать здешние ски-пассы дорогими).

Ещё фото со склонов Куршевеля:

Courchevel

Courchevel

Courchevel

За подготовку склонов можно ставить твёрдую «4»: ратраки трудились каждый вечер, склоны без явных недочётов, но «видали и получше». После обильных снегопадов утром, до открытия подъёмников то тут, то там слышалось, как расстреливают лавины. Лишь один раз лавинная служба курорта не успела справиться к открытию, и тогда подъёмники открылись на 1,5 часа позже запланированного времени.

Бугры на трассах образовывались, пожалуй, попозже, чем в Австрии, часам к 13-14 (что, вероятно, обусловлено бОльшим количеством трасс).

Наиболее удобно добираться до любой части Трёх долин на лыжах как раз из нашего Meribel-Mottaret.

Отсюда хочешь – катайся в «домашней» долине Les Allues, а хочешь – с центральной площади подъемники расходятся веером на разные стороны долины. Поднявшись на 2 очередях подъёмника Pas du Lac, можно съехать сразу в Куршевель. А на противоположную сторону долины, при помощи 2 очередей подъёмника Plattieres, стартующего также из Meribel-Mottaret, – можно съехать в долину Belleville, в посёлок Les Menuires, а затем, при желании – ещё один подъёмник (Bruyeres) – и спуск в Val Thorens, и т.д.

Вероятно, в «высокий сезон» этот же плюс оборачивается минусом: многие трассы Мерибеля используются как транзитные, что влечёт за собой толпы народа на склонах и, как следствие – трассы быстро разбиваются. Но во второй половине января мы этого не почувствовали.

Навигация – очень понятная. Французская особенность: трассы имеют названия, а не номера.

Указатели расположены в нужных местах, в нужном количестве, и информация на них изложена весьма доходчиво и однозначно (в отличие, например, от австрийского Шладминга, конкретно – на Планае). Указатель на перевале Les 3 Marches:

Les-3-Marches-Trois-Vallees-France

Apres-Ski

Ночная жизнь – в Meribel-Mottaret мы её не видели, да мы и не любители, – за день укатываемся так, что уже не до танцев; к тому же – спортивный режим… А вот прогуляться вечером после лыж – магазины, рестораны, – это приятно. Не сказать, что здесь этого много, но найдётся, куда пойти. Несколько вечеров мы садились на бесплатный автобус, курсирующий до позднего вечера, и уезжали гулять в Мерибель-Центр.

Зато рядом с нашими апартаментами начинался симпатичный национальный парк, с зарослями европейских кедров и проложенной вдоль озера Tueda лыжнёй. С удовольствием прогуливались там пару раз после катания.

Экскурсии

Выбор экскурсий велик, – Лион, Анси, Женева, окрестные зАмки и т.д.

Мы за две недели выбрались только в Лион, когда поняли, что погода на завтра предстоит не слишком катальная, а в остальные дни, признаться, пожалели времени.

Lyon-France

Приятный город, для прогулки и шопинга на один день подойдёт прекрасно.

Публика

Самая разная. Либо это место к тому времени вышло из моды у московского гламурной публики, либо всё-таки вторая половина января – уже «не сезон», но того, чем пугали меня знакомые – «в Куршевеле никто не катается, все накупили себе шлемов и масок со стразами, и целыми днями сидят с этими шлемами в ресторанах у склона, пьют» – ничего подобного мы не увидели.

Наших соотечественников довольно много, но преобладают, как нам показалось (по крайней мере, в долине Meribel), британцы и французы. Всё вежливо, с приветствием и улыбкой. С пресловутым снобизмом французских официантов, о котором я много читала, не столкнулись ни разу в жизни, – ни в Трёх Долинах, ни в каком другом месте во Франции – в Париже, Лионе, Тулузе, Каркассоне и пр. Вообще, у нас с публикой нигде проблем не бывает. Возможно, свою роль играют три «волшебных» слова, которые стоит выучить каждому перед поездкой во Францию, – «Бонжур», «Мерси» и «Оревуар» (да простят меня люди, владеющие французским языком!). Кто выучил, – будет тому во Франции счастье 🙂 .

Программа «Эксперт Трёх Долин» (Diplome de l’escapade Expert des 3 Vallees)

Когда мы приехали в Три Долины, при покупке ски-пассов выяснилось, что на курорте действует программа «Эксперт Трёх Долин». Каждый купивший ски-пасс автоматически становится её участником, а для получения диплома «Эксперт Трёх долин» нужно лишь как минимум по одному разу в течение действия ски-пасса проехать по определенным трассам, включённым в программу (т.е. пройти через определённые подъёмники). Выполнив всё это, вы предъявляете свой ски-пасс кассиру, который выпишет вам диплом. А если не жаль отдать 7 евро, – то ещё и медаль получите (скорее похожа на большой значок, и крепится к одежде, как значок). Сейчас на сайте курорта информации об этой программе не вижу, но и тогда не помню, чтобы она была на сайте. Информацию искала целенаправленно и нашла в буклете у кассы.

Прохождение программы не потребовало от нас каких-либо особых усилий, хотя на момент катания в Трёх долинах мы ещё ощущали себя изрядными «чайниками» (из чего делаем вывод, что программа эта – народная забава, нацеленная на широкие массы катающихся и не имеющая отношения к спорту «высоких достижений»). Правда, один из спусков, включенных в программу, «по техническим причинам» (похоже, у них сломался подъёмник) был закрыт все дни нашего пребывания на курорте, – это был спуск с вершины Pointe de la Masse, украшенной деревянной скульптурой горного козла. По иронии судьбы, именно эта скульптура является символом всей программы «Эксперт Трёх долин». В итоге козла сфотографировать нам так и не удалось, но дипломы нам всё равно выдали, т.к. вся остальная часть программы была выполнена.

Les-Trois-Vallees-France

Единственный раз, когда мы, в процессе прохождения всех требуемых спусков, получили нехилую дозу адреналина, был на красном спуске Col, стартующем с высоты 3130 м на леднике Glacier de Thorens. Поднимаясь наверх на медленном и продуваемом всеми ветрами кресельнике, мы с замиранием сердца обозревали трассу, по которой нам предстояло спуститься: узкая, красно-чёрный уклон, и к тому же ветром с неё сдуло весь снег, так что даже с высоты было видно, что спускаться придётся по чистому льду. Чем выше увозил нас подъёмник, тем круче становился спуск. При этом к вершине он ещё и сужается, так что в верхней части это – практически ледяной жёлоб, ширина которого с трудом позволяет выполнить поворот. Очень хотелось надеяться, что впечатление из кресла подъёмника обманчиво, «у страха глаза велики», и т.п. Эта надежда умерла, когда мы увидели внизу двоих мужчин спортивного телосложения, отстёгивающих лыжи и съезжающих по ледяному жёлобу вниз, как с детской горки, только без санок 🙂 , держа лыжи позади себя.

Но мы тогда решили, что лыжи ни за что не снимем. Повезло, что поточить канты нам пришло в голову буквально накануне, – канты кое-как держали даже на льду. Потихоньку преодолели верхнюю, самую крутую и узкую, часть спуска, а затем, с огромным облегчением и практически с блеском объехали тех двоих «спортсменов», так и продолжающих сползать с горы на попе.

Выбор места проживания

Как обычно, хотелось всего и сразу: и чтобы недорого, и ski-in/ski-out, и магазины под боком, и до самых отдалённых уголков «Трёх Долин» чтобы доезжать без особого напряжения.

Когда выбирали «место дислокации», рассматривали в числе прочих La Tania как вариант. Тогда меня отпугнули не только маленькие размеры этого посёлка, но и то, что все варианты (мы искали апартаменты) были, хоть и вполне доступными по цене, но из разряда «дёшево и о-очень сердито». Наиболее универсальным показался вариант проживания в средней из трёх долин – в Мерибеле. Более конкретно – идеально подошёл бы Мерибель-Центр, где-нибудь в районе Альтипорта, но там, помнится, не нашлось подходящего жилья, и мы остановились в Мерибель-Моттаре. Своим выбором остались вполне довольны: с точки зрения удобства катания и знакомства со всеми тремя долинами вариант оказался оптимальным, написала об этом выше.

Однако, если бы мы приехали сюда в декабре или в конце сезона, — тогда, пожалуй, стоило бы поселиться в Val Thorens.

Обратила внимание на наличие большого количества неплохих вариантов проживания в Les Menuires, но оттуда, во-первых, далековато добираться до долины Куршевеля, а во-вторых – ИМХО, пейзажи и типовая застройка французской лыжной станции совсем не радуют глаз.

Совсем дёшевые варианты проживания попадались в Brides-les-Bains, расположенном на высоте 600 м и связанный подъемником (в пути около 25-30 минут) с Мерибелем. Но Brides-les-Bains – скорее, термальный курорт, чем горный. Проезжая его в один из «некатальных» дней по пути на экскурсию в Лион, не успели рассмотреть Brides-les-Bains и составить о нём полноценное впечатление. Буду рада услышать мнение тех, кто когда-либо останавливался там или хотя бы провёл несколько часов.

Вернёмся ли мы ещё в «Три долины»? Я сказала бы так: после первого посещения такое желание возникло, но любопытство и желание познакомиться с новыми регионами пока пересиливает. Одно могу сказать наверняка: хотя бы однажды здесь должен побывать каждый горнолыжник. Поверьте, этот регион того стОит!

Всем удачного и запоминающегося катания в наступающем сезоне!

Courchevel

Если эта статья Вам понравилась или помогла – поделитесь ею с друзьями в социальных сетях, кнопки «Нравится» находятся ниже.

Связанные с этим материалом заметки:

Живописный французский городок Анси. Зимняя прогулка
Русалки существовали или существуют до сих пор! Не верится? Мы сами видели во французском Анси!
Как выбрать горнолыжный курорт

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

  • John

    14.04.201608:02

    Hello, It is truly a great and helpful piece of info. I’m happy that you simply shared this useful information with us. Please keep us informed like this. Thank you for sharing. I love the header of your blog, it is a personal creation?
    1. Anna_Krivova

      14.04.201609:00

      Автор: John
      Hello, It is truly a great and helpful piece of info. I’m happy that you simply shared this useful information with us. Please keep us informed like this. Thank you for sharing. I love the header of your blog, it is a personal creation?
      Thank you very much, I'm trying my best. Yes, the header is my own creation.
  • Anna_Krivova

    19.12.201607:33

    Thanks a lot!
  • Farboud

    14.01.201717:25

    Хороший отчёт! А мы отдыхаем в Бохине. Несмотря на демократичные цены, отпуск в словенском горнолыжном курорте Бохинь подарит незабываемые впечатления на весь год. Непревзойденные красоты местной природы очаровывают с первого взгляда. Недаром ведь курорт расположился в самом центре Триглавского национального парка, который известен красивейшими озерами, одно из которых и дало название курорту.
Теги: