27.02.2020 Наталия Каретникова Россия, Россия и СНГ, Страны
Комментариев: 3
Просмотров: 1194

Купеческий музей в Москве

В Москве много разных музеев: исторических, художественных, профессиональных. Есть среди них музей истории возникновения и становления купеческого сословия, рассказывающий об известных купеческих фамилиях Алексеевых, Рябушинских, Хлудовых, Мамонтовых, Морозовых и многих других.

Это был изначально частный музей, основанный на средства потомков видных русских купцов и предпринимателей. В настоящее время этот музей является негосударственным исследовательским, учебным и просветительским центром для предпринимателей, школьников, студентов и широких слоев населения по истории предпринимательства, меценатства и благотворительности. Музей рассказывает о мировоззрении, образе жизни, качествах, стратегиях дореволюционных предпринимателей, их огромном вкладе в развитие России.

В фондах Музея хранится более 2500 подлинных экспонатов: фотографий, портретов, документов, личных вещей, являющихся памятниками деятельности создателей российской промышленности, торговли, финансовой системы.

Музей располагает значительным научно-вспомогательным фондом (около 2500 тыс. ед.), включающим копии материалов, подлинники которых хранятся в семьях потомков купеческих семей и в частных коллекциях. В Музее формируется библиотечный тематический фонд. В настоящее время он насчитает более 3000 единиц и является доступным для посетителей Музея.

Музей расположен в районе Якиманка, в старой части Москвы на Донской улице в здании XIX века Донская улица находится в старом московском районе и идёт от центра города к Донскому монастырю. В конце ХIХ века здесь не было больших зданий, а стояли двух- и трехэтажные купеческие дома. Несколько таких домов в начале улицы принадлежали купцам Простяковым. Эта часть улицы среди местного населения именовалась Простяковкой.

Купец Иван Григорьевич Простяков, родившийся в 1843 году, приходился двоюродным племянником известным купцам братьям Солодовниковым, и приобщенный к «делу» стал их правой рукой. Здесь, на Простяковке, он прожил всю жизнь, здесь рождались его дети.

Характерной чертой Солодовниковых-Простяковых было уважение к труду, поэтому среди них были фабриканты, домовладельцы, крупные торговцы. Благотворительная деятельность Солодовниковых-Простяковых основывалась на громадных пожертвованиях. Сам Иван Григорьевич за благотворительность был награжден пятью российскими орденами. Основной дом с усадьбой находился по Донской, дом №7.

В доме № 9 Простяков на свои средства открыл и содержал начальную школу для мальчиков. Позже здесь находилась столовая для голодающих, затем народная библиотека. Сейчас в этом небольшом доме разместился Музей предпринимателей, меценатов и благотворителей, который начинался с передачи музею М.В.Золоторевым стендов с фотографиями выставки «Москва купеческая» в 1991 году принадлежащем известному московскому предпринимателю и благотворителю Ивану Григорьевичу Простякову.

Музей приглашает своих посетителей на обзорные и тематические экскурсии, лекции и семинары, пешеходные экскурсии.  Совместно с благотворительными организациями здесь проводятся концерты и ярмарки с целью сбора средств в помощь нуждающимся.

Музей в Простяковском доме в 2022 году отметит  своё тридцатилетие. Вроде бы такой небольшой для музея возраст, а собрано интересных материалов и экспонатов сотрудниками музея большое количество.

Фонды музея  пополняются из семейных архивов и домашних коллекций потомков знаменитых купеческих родов Алексеевых-Станиславских , Морозовых, Мамонтовых, Армандов, Бахрушиных, Гучковых, Зиминых, Каверина,  Прохоровых, Рукавишниковых,  Сафонова, Стахеевых, Сытиных, Третьяковых, Шелапутиных, Шехтеля и многих других.

Музей располагает сотнями оригинальных экспонатов. Здесь хранится множество фотографий, документов, портретов, наград, вещей и предметов личного пользования российских  купцов, промышленников, банкиров, представителей интеллигенции, внесших огромный вклад в российскую культуру, развитие науки, образования, здравоохранения.

Основатель и хранитель музея Л.Н.Краснопевцев назвал его «музеем мужицкого капитализма» .

Лев Николаевич Краснопевцев (род. 17 апреля 1930 года) — историк, советский диссидент.

В 1952 году окончил исторический факультет МГУ. Преподавал историю в школе.

Будучи аспирантом, секретарём комитета ВЛКСМ исторического факультета МГУ и членом КПСС, основал и возглавил подпольный марксистский кружок (1956—1957 гг). Автор работы «Основные моменты развития русского революционного движения» (1955—1956 годы) . В 1957 году Краснопевцев и его товарищи напечатали триста экземпляров антихрущевской листовки и раскидали по жилым домам. Через месяц (14 августа 1957 года) по «университетскому делу» были арестованы девять членов кружка, включая Льва Краснопевцева и приговорены Мосгорсудом 12 февраля 1958 года к длительным срокам заключения. Л.Н. Краснопевцев был политзаключенным в 1957—1967 годах.

В одном из интервью он рассказывал о том, как возникла идея создания такого музея:

«На территории нашего района Якиманка располагались резиденции и предприятия многих замечательных деятелей нашей русской экономики и культуры. Здесь начинали свою деятельность Рябушинские, Сытины. Здесь размещалось Алексеевское производство. У Морозовых в этих краях было много жилых домов. Возникла идея создать здесь музей предпринимателей, меценатов и благотворителей.»

У историков существует общепринятая точка зрения, что российский капитализм получил первоначальное развитие  во второй половине XVIII века. До этого  предпринимательством занимались, по большей части,  выходцы из дворян, либо из купеческого сословия. Работали на них бесправные крепостные. И лишь во времена Екатерины II крепостные мужики получили разрешение создавать свои мастерские, производить товары и услуги и продавать их. Этот порядок закреплён был окончательно только к 1810 году.

Потребовалось почти полвека, чтобы  народ смог реализовать своё право участвовать в бизнесе. Такое положение дел не устраивало дворянско-купеческие верхи. Но прогрессивные государственные деятели понимали, что нельзя никак иначе. Либо развиваться дальше, либо грядёт неизбежное   постоянное отставание России от Европы. Тогда и появились в нашей стране люди, которых называли «хозяйственные мужики». Как правило, это были крепостные.

Разбогатев на своём небольшом кустарном производстве и торговле собственным товаром, они выкупали себя и свою семью из крепости,  развивали далее свой бизнес, сколачивали первоначальный капитал и приумножали его, становясь впоследствии  купцами 1-ой гильдии.

Многие из них тратили огромные средства на благотворительность. Они открывали бесплатные школы, профессиональные училища, где ученики были на полном содержании,  колыбельные – прототипы нынешних ясель и детских садов, для детей своих работников, приехавших из деревень, и окрестной бедноты, нанимавшейся  на фабрики и заводы.  Строили купцы и бесплатное жильё, столовые, больницы, родильные дома, приюты, богадельни для одиноких неимущих стариков. Возводились храмы и часовни.

Не чуждались купцы и предприниматели и прекрасного: приобретали, как братья Третьяковы, картины и другие произведения искусства, знаменитых, а чаще малоизвестных художников и мастеров, чтобы потом подарить свои сокровища народу. На их средства создавались музеи, строились театры, доступные библиотеки и народные читальни.

Обо всём этом  можно узнать подробнее на экскурсиях и лекциях, которые проводят сотрудники музея – знатоки истории и музейного дела. Тематические встречи проводит научный сотрудник А.А.Кобленц-Никифорова, обладающая редким  даром доносить до слушателей дух той далёкой эпохи, о которой говорится в её повествованиях.

Анна Александровна Кобленц-Никифорова окончила театроведческий факультет ГИТИСа по специальности театроведение и театральная критика. Длительное время работала в Театральном музее имени Алексея Бахрушина. С 2011 г. – автор и ведущий цикла «Исторiя и традицiи россiйскаго купечества», детских тематических программ и праздников.

Более десяти лет я и мои друзья являемся постоянными слушателями лектория «Москва купеческая» моей подруги А. А. Кобленц-Никифоровой. За это время мы познакомились с историей возникновения русского купечества, с известными купеческими династиями Рябушинских, Бахрушиных, Хлудовых, Морозовых, Мамонтовых, Алексеевых, Стахеевых и других. Узнали о том, что строили, что коллекционировали и чем увлекались известные московские купцы и предприниматели.

Хочу рассказать лишь об одном видном представителе русского купечества Николае Дмитриевиче Стахееве. История рода Стахеевых прослеживается на протяжении 150 лет.

Началась их деятельность в Елабуге с обработки зерна, мельничного дела и сплава зернопродуктов по Каме. Отец Н.Д. Стахеева  был уже купцом 1 гильдии, а  в 1860-х годах избирался городским головой.


Николай Дмитриевич — второй сын в семье. С малых лет отец брал его на производство, Тогда уже в деле Стахеевых появился машиностроительный завод и производство строительных смесей. Мальчик получал достойное домашнее образование. Рисование Николеньке Стахееву преподавал сам Иван Иванович Шишкин – его родной дядя по матери. Недаром, позднее Н.Д. проявил себя как знаток и ценитель искусств.
Кроме наследства в 5 миллионов рублей, отец оставил сыну хорошее дело. Н. Д. Стахеев торговал хлебом, чаем, лесом, имел золотые прииски, владел нефтяными месторождениями и, обладая большими коммерческими способностями, увеличил свой капитал в 8 раз. Жила семья большей частью на даче, т.к. супруга Н.Д. была слаба здоровьем. Для неё же приобретался дом в Алуште.

В 1890-е годы купец 1-й гильдии золотопромышленник Николай Дмитриевич Стахеев приобрёл несколько домов в Москве. Одним из них был обширный участок на Новой Басманной улице.  В 1898 году архитектор М. Ф. Бугровский, ставший практически личным архитектором Стахеева, и построивший для него целый ряд доходных домов в Москве, там возводит настоящий дворец в стиле «неогрек», строительство которого обошлось в 1 миллион рублей. Дом был оснащен по последнему слову: отопление, электричество, телефон и все прочие блага цивилизации вплоть до лифта – своеобразная реклама производств Стахеевых. Дом строился не как жилой, а для приёмов.

На лужайке перед домом находится действующий до сих пор фонтан «Богиня ночи» с чугунной женской фигурой, держащей в руке электрический фонарь, изготовленный в парижской мастерской в конце XIX века. Восточное крыло здания было предназначено для размещения картинной галереи. Николай Дмитриевич был страстным коллекционером. Любовь к искусству он видимо унаследовал от своей матери, Александры Ивановны, родной сестры замечательного художника Ивана Ивановича Шишкина. В западном крыле находилось здание конторы. Позади дома Стахеева был разбит большой сад, который в 1920-е годы вошёл в состав  городского парка – сада имени Баумана. Здесь сохранился руинный грот «Бельведер», входивший когда-то в стахеевскую усадьбу.

С 1918 года в особняке располагались подразделения Народного комиссариата путей сообщения. А с 1940 года — Центральный дом детей железнодорожников. В результате, большая часть интерьеров сохранилась до наших дней без каких-либо серьёзных реставраций и переделок. Любители мистики легко узнают интерьеры особняка – именно здесь проходят съёмки передачи канала ТНТ «Битва экстрасенсов».

В Москве бытует одна  легенда о Стахееве. В 1918 г., когда все его состояние было национализировано, все сейфы демонтированы, он вернулся в Москву, чтобы забрать из тайника своего дома ценности. Но его узнали и остановили дружинники. Допрашивал его в ГПУ сам Дзержинский, которому Николай Дмитриевич предложил сделку: он рассказывает, где в доме ещё спрятаны ценности, а за это ему разрешают выехать из страны и назначают определённую пенсию. Предложение его было принято, и он получал пенсию до конца своей жизни. А на часть его сокровищ был построен на нынешней Комсомольской площади Центральный Дом Культуры железнодорожников (ЦДКЖ).

Об этой истории узнали журналисты железнодорожной газеты «Гудок» Петров и Ильф, в результате Н.Д. Стахеев  стал прототипом Кисы Воробьянинова их бессмертного романа «12 стульев». Байка это или нет – доподлинно неизвестно.

В 1921 г. при ремонте подвалов в этом доме было найдено 320 кг золотых слитков в потайной комнате. Часть клада по закону отошла наркомату путей сообщения, и ДК действительно построили. Там и сейчас проходят концерты и другие культурные мероприятия.

На лекции «Слово о купеческой женщине» мы познакомились с интереснейшими судьбами женщин из купеческих семей, продолживших дело своих мужей и сыновей. Несколько слов о Варваре МОРОЗОВОЙ – владелице текстильной фабрики, меценате, годы активности: 1882–1917.

Женщина либеральных взглядов и необычной судьбы. Она была дочерью текстильного фабриканта Алексея Хлудова и женой Арсения Абрамовича Морозова, представителя известной на всю Россию купеческой семьи. После смерти мужа от психической болезни Варвара Алексеевна стала хозяйкой огромного состояния. Однако в завещании было условие — повторное замужество лишит Морозову капитала. И тут наша героиня проявила себя как хозяйка своей судьбы: не стала выбирать между любовью и богатством, оставив в своей жизни и то, и другое.

На себя и свои капризы Морозова тратила не так уж много денег. А вот на благотворительность уходили солидные суммы.

На ее деньги пострена психиатрическая больница, институт по изучению рака, учебные аудитории для Московского университета, первая в Москве бесплатная библиотека и многое другое.

Жёны и матери, хранительницы домашнего очага в своих больших  семьях, где росли иногда более 20 детей, купеческие женщины –  друзья и помощницы. Они любили и были любимы. Они вдохновляли художников, писателей и поэтов, и собственных мужей.

Женщинам было особенно интересно узнать много нового о нашем русском парфюме от француза Броккара. В 1861 г. 24-летний Анри Брокар приехал в Москву, стал называться Генрихом Афанасьевичем и получил место инженера на одном из производств. Зная секреты производства французской парфюмерной воды, и работая лаборантом, Брокар усовершенствовал процесс создания концентрированных духов. Он продал это открытие французской фирме за 25 тыс. франков. Именно эти деньги помогли ему начать собственное дело.

В России активное производство парфюмерии ещё только начиналось. Интересно, что Брокар по началу стал выпускать не духи, а мыло для детей с изображением букв русского алфавита. Этот ход помог фирме выделиться и стать известной. Затем появилось фигурное мыло с необычными для того времени названиями: мыло «Шар», мыло «Огурец».

Особой популярностью пользовалось «Народное» мыло — оно продавалось всего по 1 копейке за кусок, в то время как цены у конкурентов были выше в 30 раз. На Московской выставке русских производств в 1865 году «Народное» мыло удостоилось серебряной награды. В 1871 году партнером Брокара стал купец Василий Герман, родом из Саксонии. Вдвоем они основали «Торговый дом Броккар и Ко», который стал по-настоящему знаменитым. После революции фирма Броккара отошла молодому  государству и получила  название «Новая заря». Это название придумал сам Броккар. Его эксклюзивные духи «Букет императрицы» были также переименованы в «Красную Москву».

О сладостях от Абрикосовых

Основоположником кондитерского дела этого семейства стал Степан Николаев, крепостной крестьянин из Пензенской губернии. У Степана отлично получались сладкие блюда, которые ему дозволяли готовить к хозяйским трапезам. Заручившись разрешением господ, Степан решает отправиться в Москву с целью заработать немного денег. Это событие и было началом кондитерского дела знаменитой династии купцов Абрикосовых. В 1804 году начинающий кондитер открывает в Москве маленькую мастерскую.


В 1812 управляет делом уже старший сын его брата Николая – Иван, который вместе с братом Василием расширяет ассортимент и увеличивает производство. По распоряжению полиции  Иван в 1814 году получает «кондитерскую» фамилию Абрикосов. В 1850 году его сын смог стать купцом  первой гильдии и владельцем собственного предприятия «Товарищество А.И. Абрикосова».  Для оформления упаковок и коробок с продукцией приглашались известные и популярные в те времена художники. Известно, что на него работал Альфонс Муха.

Вкусная продукция Эйнема

Теодор Фердинанд фон Эйнем, приехавший в Москву в далеком 1847 году, уже в 1851 году открыл небольшую лавку по производству пиленого сахара и шоколада на Арбате. Она потом превратилась  в крупное производство. Композитор Карл Фельдман по специальному заказу «Товарищества Эйнем» написал «шоколадные мелодии», для привлечения покупателей.

Ноты «Кекс-галопа», «Шоколадного вальса», «Вальса-монпансье», «Танца какао» раскупали не хуже модных угощений. Они вошли позже в «Шоколадный альбом», который можно было получить вместе с продукцией Эйнема или купить в музыкальном магазине.

Мужчинам обычно нравилась лекция о зарождении русского спортивного движения, которое спонсировал наше купечество. А также лекция о производителях русской водки и различных отечественных вин.

Юбилей Музея

Мне посчастливилось быть  приглашённой на встречу потомков видных русских купцов и предпринимателей, посвященной 20 летнему юбилею Музея. Я там была со своей коллегой Анастасией Соколовой. И мы были единственными представителями прессы. На первом этаже в просторном зале накрыли столы с угощениями. За нашим столом сидели служащие музея и сотрудница одного из архивов. Но потомки меценатов и благотворителей не оставляли нас без внимания, особенно мужчины. Постоянно кто-то из них к нашему столу подходил, чтобы побеседовать с нами и выпить за компанию.

В качестве подарка Музею я привезла сувенирную книгу – фотоальбом А.Коркунова «Российские брэнды» о современных ведущих фирмах и предприятиях России. По поручению  его автора А. Коркунова – продолжателя традиций русских купцов  и предпринимателей в деле благотворительности, я подарила этот красочный альбом  музею.  Коркунов  много лет помогает детям-инвалидам. В 2007 году он помог лично мне, как организатору I-го Московского музыкального фестиваля «Ритмы юности»,  подготовить сладкие подарки для детей-участников проекта, среди которых были и воспитанники детских домов  и дети-инвалиды.

Было очень приятно на этой встрече познакомиться с потомками Мамонтовых и Морозовых, Армандтов и Стахеевых. Я помню по рассказам моего деда, что и у нас в Лианозове после изгнания из собственного особняка в центре Москвы жили родственники Мамонтовых и Морозовых. Сын бывших владельцев этого дома сказал как-то мне, что его родители купили этот дом у бедствовавших потомков миллионщиков за очень скромную плату. Они говорили, что известный портрет мальчика Микки Морозова тогда ещё был на стене в гостиной этого дома. Дочь моя Юлия знакома с потомком Мамонтовых-Морозовых Сергеем Николаевичем Чернышовым – профессором МГСУ (бывшего МИСИ).

Много нового и интересного можно узнать в купеческом музее, как мы его называем между собой. А после лекции, в гостиной музея, и чайку не грех попить,  с пирогами от моей подруги Аннушки Коленц-Никифоровой и нашими сладостями, купленными к чаю. За милой дружеской беседой время идёт быстро. Доброе тепло, которое подарил нам музей и его сотрудники, помнится долго.

Музей живёт своей неспешной и размеренной жизнью на средства неравнодушных людей, которые считают своим долгом поделиться нажитым честным трудом богатством с этим маленьким московским музеем, хранящим большую историю славного российского купечества и предпринимательства.

ЭКСКУРСИИ:

  1. Обзорная экскурсия по музею (1,5 часа)

Экскурсия по залам музея  познакомит с историей предпринимательства на примере нескольких династий предпринимателей, с их вкладом в развитие экономики, социального обеспечения, образования, науки и культуры.

2. «История предпринимательства в лицах»

О становлении и развитии различных отраслей промышленности, строительстве железных дорог, основании банков, о взглядах, принципах и личных качествах на примере нескольких династий дореволюционных предпринимателей.

 Об организации дела, о социальной политике, управлении персоналом, о взглядах, принципах, личных  качествах, стратегиях дореволюционных предпринимателей.

3. «Искусство рекламы»

«Реклама должна поражать, завлекать, создавать у покупателя потребности, пробуждать его желания — не путем обмана», — писал автор в «Искусстве рекламировать», практическом пособии по рекламе начала XX века. Чем поражали, завлекали, удивляли предприниматели в конце XIX- начале XX вв.? Какую роль играла реклама? Из истории рекламы дореволюционной России.

4. «Из истории банковского дела дореволюционной России»

Об истории возникновения банков, о банковской системе, сложившейся к началу XX века, о банковских операциях, о знаменитых московских банкирах, и, конечно, о первом банковском крахе.

5. «Богатство обязывает!»

О том, как дореволюционные предприниматели занимались социальным обеспечением рабочих, вкладывали средства в развитие медицины, науки и образования, культуры, благоустройство своего города, меняя мир вокруг себя к лучшему.

6. «Московские меценаты и коллекционеры»

О том, как дореволюционные предприниматели помогали поэтам и писателям, музыкантам и художникам, вкладывали значительные средства в науку, как собирали рукописи и старопечатные книги, картины русских и зарубежных художников, открывали картинные галереи, основывали музеи и театры.

7. «Предприниматели и театр»

Кто из русских предпринимателей занимался театральной деятельностью? Насколько значим вклад предпринимателей XIX- начала XX века в русскую театральную культуру? Кому из российских промышленников мы обязаны до сих пор действующими театрами, музеями, великими культурными шедеврами и открытиями? Об истории русского театра сквозь призму российского предпринимательства. Купцы Мамонтовы. Савва Великолепный и его Опера.

Лекция  посвящена великому русскому меценату и предпринимателю Савве Ивановичу Мамонтову. На лекции мы расскажем о замечательной семье купцов Мамонтовых, её самых ярких представителях, их промышленной и общественной деятельности, знаменитом Абрамцевском кружке и скульптурной мастерской, а также о таком явлении русской культуры, как Частная Русская Опера Саввы Великолепного, как называли современники этого самого знаменитого представителя купеческой династии Мамонтовых.

8. «Семья, образование и воспитание дореволюционных предпринимателей»

Тема воспитания и образования – актуальная тема и сегодня. А как воспитывали дореволюционных предпринимателей? Какое образование они получали, где учились и чему их учили? Какой вклад внести дореволюционные предприниматели в развитие образования? И, наконец, какое значение имела семья? Как они жили, какие были семейные традиции?

9. «О купеческих женщинах»

Они успешно управляли производством и капиталом, строили дома и приюты, больницы и богадельни, школы и библиотеки, и даже…маяки. О купеческих женщинах – предпринимательницах, меценатках, благотворительницах, женах и матерях будет этот рассказ.

10. «Рождество Христово в купеческом доме»

Праздник для ребят младшего и среднего школьного возраста.

Каждый год в Музее с 25 декабря по 17 января проходят Рождественские программы!
Одна из них — это авторская программа Анны Александровны Кобленц-Никифоровой

Самый любимый праздник детства! Библейские истории,  традиции празднования Рождества в России, что такое Святки и когда они проходят, как и почему появился вертеп. На празднике вы узнаете также, как отмечали Рождество Христово в купеческих семьях. Именно купеческой семье принадлежал старинный особняк, в стенах которого сейчас располагается Музей.

Как добраться:

Адрес : Москва, Донская ул., д. 9.
МетроОктябрьская, Шаболовская,
Телефон: +7 (499) 237-53- 19
Время работы: пн-пт 13:00–19:00; сб 12:00–16:00

Связанные с этим материалом заметки:
Дом-музей С.П. Королёва в Москве
Все материалы того же автора

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

  • Ирина Федорченко

    27.02.202021:23

    Спасибо, Наташа, прочла с упоением, особенно то, что ты пишешь о конкретных людях. И фотографии великолепные. И мои предки из государственных крестьян (не крепостных) разбогатев, стали купцами. В городе Вязники Владимирской области до сих пор есть магазин, который старожилы называют Багашевским, как в Москве Елисеевский. Потом они перебрались в Сибирь.
    1. Каретникова Наталия

      28.02.202003:33

      Автор: Ирина Федорченко
      Спасибо, Наташа, прочла с упоением, особенно то, что ты пишешь о конкретных людях. И фотографии великолепные. И мои предки из государственных крестьян (не крепостных) разбогатев, стали купцами. В городе Вязники Владимирской области до сих пор есть магазин, который старожилы называют Багашевским, как в Москве Елисеевский. Потом они перебрались в Сибирь.
      Ирочка, дорогая! Спасибо тебе за твои тёплые слова! Мои предки Каретниковы (по папиной линии) тоже были выходцами из государственных крестьян. Один из них получил личное дворянство за боевые заслуги перед Отечеством, а потом и личное дворянство, переходящее к детям по наследству (это наш общий предок с Н.М. Пржевальским). А мамины предки Орловы имели в Питере до революции чайную и рыбный магазин. Крепостными тоже никогда не были, может потому и нрав свободолюбивый и крутой имели женщины в этом роду.
      1. Ирина Федорченко

        28.02.202010:51

        Автор: Каретникова Наталия
        Ирочка, дорогая! Спасибо тебе за твои тёплые слова! Мои предки Каретниковы (по папиной линии) тоже были выходцами из государственных крестьян. Один из них получил личное дворянство за боевые заслуги перед Отечеством, а потом и личное дворянство, переходящее к детям по наследству (это наш общий предок с Н.М. Пржевальским). А мамины предки Орловы имели в Питере до революции чайную и рыбный магазин. Крепостными тоже никогда не были, может потому и нрав свободолюбивый и крутой имели женщины в этом роду.
        Вот бы ты написал о своих предках. Цены бы не было. Как мало реального мы знаем о тех временах.