24.11.2022 Анна Кривова Блог, Россия, Россия и СНГ
Комментариев: 12
Просмотров: 2527

Пушкинские Горы. Часть I. Как мы ехали к Пушкину, а попали к Довлатову

В Пушкинских Горах я, до минувшего лета, успела побывать дважды – школьницей и студенткой. Оба этих путешествия проходили в конце весны – начале лета, когда усадьба Михайловское буквально утопала в свежей зелени, цветах и аромате сирени. Так что обе эти поездки запомнились и очень понравились, даже несмотря на то, что автобусные групповые туры я откровенно недолюбливаю (а это были как раз они – из Санкт-Петербурга, с программой «Псков – Изборск – Печоры – Пушкинские Горы», правда, в первый раз – всё-таки, в компании любимых одноклассников, но во второй – в компании совершенно посторонних людей).

В этот раз мне хотелось показать Пушкинские Горы мужу, который там ещё не бывал. И хотелось больше свободы, – не спеша насладиться атмосферой и красотой места (а не бегать галопом за экскурсоводом). Забегая вперёд, скажу: в минувшем июне всё получилось, как я и задумывала!

Правда ехали мы из Петербурга до нашего отеля, расположенного прямо в заповеднике, часов 6, – капитальный ремонт двух участков трассы в Лужском районе Ленинградской области сильно замедлил наше движение… В итоге, в гостинице оказались часам к 16 (а хотелось, вообще-то, – к 14).

Заселились в свой 2-этажный номер в симпатичном коттедже,

Пушкинские Горы отели

Пушкинские Горы отзывыраспаковали чемоданы, перекусили и решили прогуляться: до забронированной на вечер бани оставалось ещё около двух часов.

Для знакомства с Михайловским два часа – было бы слишком мало: площадь заповедника – просто огромная! Куда пойдём? Выходим из отеля, и – вот оно! Дорожка напротив приглашает:

Пушгоры отзыв

Вдоль дороги – деревенские дома с огородами. Все, кого мы встречаем по пути, приветливо здороваются. Медленным шагом, минут за 15, доходим до дома-музея Сергея Довлатова.

Пушгоры дом Довлатова

Ворота, закрытые на красный резиновый круг (всегда было интересно, но так до сих пор и не знаю, что это? велокамера?), вызвали у меня острейший приступ ностальгии – накатили воспоминания о детстве и каникулах в деревне у бабушки с дедушкой.

Вокруг – ни души. На входе гостей встречают сам писатель (точнее, его фотопортрет) и табличка:

Дом-музей Довлатова

И, конечно же, многочисленные цитаты из потрясающей, до слёз смешной, и при этом философской, повести С.Довлатова «Заповедник» о его работе в 1976-77 гг. экскурсоводом в Михайловском и жизни в этом самом доме (все фото увеличиваются при клике):

Дом-музей Сергея Довлатова

Довлатов в Пушкинских Горах

Пушкинские Горы Сергей Довлатов

И особенно автобиографические фрагменты:

Дом Довлатова Пушкинские Горы

Пушкинские Горы достопримечательности

Сам домик – похоже, ничуть не изменился со времён Довлатова, как снаружи,

Дом Довлатова Пушгоры отзывы

Пушгоры Довлатов отзывытак и в интерьерах:

Довлатов в Пушкинских Горах музей

Пушкинские Горы Довлатов

Кровать С.Довлатова

Дом Довлатова Пушкинские Горы

Довлатов в Пушкинских Горах

Дом Довлатова Пушгоры фото

Дом Довлатова фотоПомимо некоторых личных вещей писателя, здесь имеется ещё и небольшая фотовыставка:

Довлатов Пушкинские Горы

Довлатов Пушгоры фото

Довлатов дом в Пушкинских Горах

Посетители, слабо знакомые с творчеством Сергея Донатовича, вероятно, начали бы недоумевать, КАК дом-музей может находиться в состоянии такой разрухи. Однако, едва открыв «Заповедник», понимаешь, что именно так здесь всё и было, (впрочем, если вчитаться, становится ясно, что обстановка в то время была ещё более спартанской, чем сейчас):

«Ходики стояли. Утюг, заменявший гирю, касался пола.
Соседняя комната выглядела ещё безобразнее. Середина потолка угрожающе нависала. Две металлические кровати были завалены тряпьём и смердящими овчинами. Повсюду белели окурки и яичная скорлупа.
Откровенно говоря, я немного растерялся. Сказать бы честно: «Мне это не подходит…» Но, очевидно, я всё-таки интеллигент. И я произнёс нечто лирическое:
— Окна выходят на юг?
— На самый, самый юг, — поддакнул Толик. За окном я увидел полуразрушенную баню.
— Главное, — сказал я, — вход отдельный.
— Ход отдельный, — согласился Михал Иваныч, — только заколоченный.
— А, — говорю, — жаль.
— Эйн момент, — сказал хозяин, разбежался и вышиб дверь ногой.»

……

— И щели в полу.
— Сейчас ещё ничего. А раньше через эти щели ко мне заходили бездомные собаки.
— Щели так и не заделаны.
— Зато я приручил собак…»

Дом Довлатова Пушгоры фото

Как вы уже догадались, эта прогулка вдохновила меня перечитать «Заповедник» — горячо рекомендую, в качестве прекрасного лекарства от любой хандры!

Довлатов дом фото

Пока мы фотографировали вокруг дома, появилась экскурсовод Лидия Михайловна с парой экскурсантов, поинтересовалась, не желаем ли мы присоединиться к экскурсии. Мы пожалели, что времени до вечерней бани оставалось совсем не много, – пришлось отказаться. Просто внесли добровольное пожертвование в кассу (да, неожиданно оказалось, что там есть касса!), — кажется, сто рублей, и гуляли по дому и участку, сколько нам хочется, слушая отрывками увлекательный рассказ Лидии Михайловны.

А после мы, довольные, вернулись в гостиницу,

Пушкинские Горы отель

где нас уже ждала натопленная банька.

Пушкинские Горы отдых отзывы

Так что, на встречу с солнцем русской поэзии, на следующее утро, мы отправились чистыми на все 100%).

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ

Если эта статья Вам понравилась, поделитесь ею со своими друзьями и в социальных сетях: кнопки «Поделиться» располагаются ниже.

Связанные с этим материалом заметки:

Пушкинские Горы. Часть II. Святогорский монастырь, Михайловское, Петровское, Бугрово
Пушкинские Горы. Часть III. Тригорское

Полезные ссылки:

Выбрать и забронировать самые интересные экскурсии по Пушкинским Горам
Надёжно и выгодно забронировать отель или апартаменты в Пушкинских Горах (и по всему миру)
Выбрать и выгодно забронировать частное жильё (квартиру, комнату, коттедж) в Пушкинских Горах и по всей России
Купить авиабилеты по выгодной цене
Купить билеты на поезд по выгодной цене
Купить автобусные билеты по выгодной цене
Оформить онлайн страховой полис путешественника

Ваш адрес email не будет опубликован.

• Ирина Федорченко

24.11.202216:55

Ой, ну, как же так можно? Завлекла и бросила на пол-дороге, а так интересно читалось и... вдруг: ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ. Ненавижу такое. Срочно жду продолжения банкета (с подробностями про баню и плюханье в бассейник). Описание еды, плиз! А был ли на ужин знаменитый страсбургский пирог, о котором писал Пушкин: "...И Страсбурга пирог нетленный Меж сыром лимбургским живым И ананасом золотым."

24.11.202219:24

Автор: Ирина Федорченко
      Ирочка, спасибо! А "Продолжение следует" - это я у тебя научилась, вообще-то)) Вот только плюханья в бассейн у нас не случилось: пока парились в бане, началась такая гроза! О бассейне пришлось забыть, - еле до коттеджа своего добежали. Но уже к утру погода наладилась и не помешала нашим прогулкам. Увы, Страсбургского пирога там не подают. Да и вообще, мы брали в отеле только завтраки, - они вполне стандартные. И, хотя в этом же отельном ресторане можно было питаться хоть целый день (a la carte), но мы решили на него особенно не рассчитывать: как я узнала заранее по телефону, там периодически случаются обеды организованных групп и свадебные банкеты, и гостей отеля в это время никто не покормит. Не хотелось зависеть от расписания их банкетов. Слава Богу, в номере у нас была кухня, и холодильник в машине, что позволило привезти с собой всё необходимое и полноценно питаться в номере.
  • Татьяна Барашева

24.11.202221:59

Спасибо, Анна, сколько воспоминаний! В 70-е годы, в нашем издательстве работала Татьяна Гейченко, дочь директора заповедника, легендарного С.Гейченко, поэтому мы ездили туда часто. А сам С.Довлатов заходил в редакцию и рассказывал вслух все то, что потом мы прочитали в "Заповеднике". Эта книга долго была настольной, а цитаты из нее живут в нашей семье до сих пор. Как хорошо, что сделали такой музей. Ну а сами Пушгоры - любовь с детства. Правильно, со школы, с друзьями, потом с детьми и внуками. Люблю бывать там осенью. Красиво, больше Пушкина, и людей поменьше. Спасибо! Жду с нетерпением продолжения.

24.11.202222:23

Автор: Татьяна Барашева
      Дорогая Татьяна, большое спасибо за Ваш комментарий! Очень рада, что удалось всколыхнуть в Вас такие приятные и живые воспоминания! Да, а о Семёне Степановиче Гейченко в заповеднике до сих пор ходят легенды. По крайней мере, у меня в Михайловском сложилось полное впечатление того, что он живёт и здравствует, и до сих пор руководит работой. А ведь прошло уже почти 30 лет, как его не стало, - просто поразительно!
  • Наталия Кутенина

24.11.202222:24

Аня, прочла с удовольствием! Я тоже была в Михайловском два раза, в первый раз - в начале золотой осени, аккурат в разгар дефолта 1998 года; второй - в конце лета. Жили оба раза на турбазе. А что за отель с отдельными коттеджами и баней, в котором вы остановились? Конечно, дом-музей Довлатова в то время не существовал, так что интересно было прочитать про него и увидеть фотографии. Теперь буду ждать продолжения, чтобы ещё раз вспоминать вместе с Вами эти волшебные места.

25.11.202209:41

Автор: Наталия Кутенина
      Дорогая Наталия, спасибо за Ваш комментарий! Я тоже в первые два раза останавливалась на турбазе "Пушкиногорье", - насколько мне известно, в основном всех "организованных" туристов как раз туда и селят. Номера там, конечно, "базовые", но в таком месте на такие мелочи особенно внимания не обращаешь. Отель, в котором мы остановились на этот раз, называется "Арина Р.", - в нём есть как обычные гостиничные номера в основном корпусе, так и 2-этажные номера в коттеджах. Я выбрала второй вариант и не прогадала: наличие собственной кухни в номере сэкономило нам уйму времени. Ведь мы приехали в это прекрасное место всего-то на неполные 3 дня, и было бы обидно терять драгоценное время в поисках, где бы поесть, и ожидании в ресторане.

01.01.202315:28

В 1974 году я с однокурсниками два месяца была на учебной геодезической практике в Дедовичском районе Псковской области. От руководства нашего факультета (ЛГИ) в один из дней нам предложили экскурсию на автобусе в Пушкинские горы, но для всех мест не хватило. Тянули жребий, поехали те, кому повезло, мне нет. Но с тех пор мечтаю туда попасть, надеюсь, этим летом получится. Спасибо за интересные и познавательные рассказы о вашей поездке, и они нам точно пригодятся, когда поедем.

01.01.202316:01

Автор: Татьяна Баталова
      Спасибо, я старалась! Желаю вам в этом году непременно побывать в Пушкинских Горах!)

02.01.202322:14

Обязательно схожу сюда,к Довлатову. Читала его раньше, но давно и что именно не помню. но помню, что нравилось, вот теперь найду и прочитаю "Заповедник". Кажется, недавно и фильм сняли на эту тему?

03.01.202309:30

Автор: Татьяна Баталова
      Татьяна, я очень рада, что вдохновила Вас на прочтение "Заповедника", - уверена, получите большое удовольствие!)

02.01.202322:19

Вот нашла, про фильм. Надо посмотреть на ютубе, тем более, там мой любимый Серёженька Безруков. : "2018 — «Заповедник», российский художественный фильм режиссёра Анны Матисон с Сергеем Безруковым в главной роли." Они сейчас супруги и у них уже трое детей!

03.01.202309:35

Автор: Татьяна Баталова
      Фильм, на мой взгляд, неплох. И даже, временами, близко к тексту. Но всё же создатели фильма при написании сценария отошли от первоисточника: главный герой фильма - не филолог и не писатель, а рок-музыкант. На мой взгляд, кроме беспробудного пьянства, его мало что объединяет с прототипом - Сергеем Довлатовым. Некоторые параллели, правда, просматриваются. Но, если знать заранее, что фильм представляет собой довольно-таки вольную интерпретацию "Заповедника", то смотрится он с интересом и даже, местами, с удовольствием.